- Гафарова Ольга Ниловна
гендиректор, психолог-психотерапевт, ООО "Ресурсный центр "Интеграция" (Тамбов)
Что общего у внутреннего и внешнего конфликта? Независимо от того между какими частями целого (феномена личности, семьи или общества) они бы не разыгрывались общими между ними являются структурные функциональные модели взаимодействия и самоорганизации. Осознав их в природе конфликта, можно понять как вместо модели «Глупца», допустившего «войну миров», выпустить на сцену жизни модель «Мудреца». Только он способен предложить новую концепцию жизнеустройства, в которой «Сценаристы» конфликтующих сторон могут увидеть общий путь. Тогда их «Режиссёры»-постановщики «боевых операций» получат возможность изменить планы уничтожения, на планы примирения, чтобы воинственные «Актёры», стоящие на «границе допустимого» перешли от тактики защиты или нападения, к мирному взаимодействию.
Мастер-класс, проведённый в V/2024 на Преконгрессе Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, содержит теорию о сущности структурного функционального конфликта в модели личности по авторской Универсальной модели психотерапии «Технологии Осознания Реальности» (УМП по ТОР-подходу), (доказательная регистрация авторского метода в ОППЛ с VII/2022 г).
В ходе МК вы осуществите психоанализ конфликта по 4 структурным частям личности, обоснованным в методе по 4 уровням самоорганизации любой системы отношений:
- Тактика «Актёров», играющих роли в ближнем горизонте событий.
- Стратегия «Режиссёров» – внутренних управленцев в среднем горизонте видения выгод и потребностей.
- Идеология «Сценариста» – творящих развитие «сценария жизни» в дальнем горизонте пролонгированных результатов.
- Концепция «Глупца» (слепое пятно в «теневом Я» личности) или «Мудреца» (духовный опыт личности), формирующих закономерности нашей жизни.
Данные 4 ступени — это одновременно и 4 уровня глубины психических процессов, формирующих личность, соответствующих биопсихосоциодуховной парадигме понимания человека, и 4 блока психотерапевтического взаимодействия: симптомо-центрированное, личностно-центрированное, социо-ориентированное (адаптация и социализация) и духовно-ориентированное. При этом их ведение рассматривает любую проблему по принципу «от пролога до эпилога» со счастливым концом.
С данного мастер-класса, вот уже 10 лет начинается базовый учебный курс профессиональной переподготовки на психолога-психотерапевта в УМП по ТОР-подходу, т.к. позволяет специалисту любой психотерапевтической модальности увидеть как, не выходя за рамки своего профилирующего метода, можно расширить его применение во всех 4-х блоках психотерапевтического процесса.
Алгоритм данной методики применим в психотерапии внутренних и межличностных конфликтов, в медиации сторон (семейной, досудебной или бизнес-коучинге). Следование ему, позволяет и определять более точно ключевые «фигуры» в супервизии психологов и системных расстановках, выводя их на глубину идеологических установок и переосмысление мировоззренческих взглядов на жизнь (концепции).