- Асмолов Александр Григорьевич
профессор, академик РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва)
- Зинченко Юрий Петрович
профессор, академик РАО, доктор психологических наук, декан, заведующий кафедрой методологии психологии, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
- Солдатова Галина Владимировна
профессор, академик РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности, заместитель заведующего кафедрой психологии личности МГУ, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва)
- Ушаков Дмитрий Викторович
профессор, академик РАН, доктор психологических наук, директор, Институт психологии Российской академии наук (Москва)
Конференция приурочена к 25-летнему юбилею кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Организатор конференции: факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова при организационной поддержке Московского института психоанализа.
В последние годы в психологии личности наметился прагматический поворот. В фокусе внимания оказались такие дефициты современной социально-исторической ситуации развития общества, как дефициты понимания, доверия и смысла. Для рефлексии трансформаций психологии личности необходимо вспомнить два взаимодополняющих тезиса, под знаком которых идет развитие культурно-деятельностной психологии как науки о конструировании миров: эпиграф к классическому труду Л.С. Выготского «… камень, который призрели строители, должен стать во главу углу», а также проходящую через все исследования А.Н. Леонтьева мысль: психология должна стать не только действительной, но и действенной наукой о человеке.
Культурные практики развития потенциала человека все более становятся во главу угла в разных направлениях психологии и пограничных дисциплин: антропологии современности, культурной антропологии межличностных коммуникаций, экзистенциальной и понимающей психотерапии, психологии искусства, практической психологии образования и др. На наших глазах оформляются такие ответвления психологии личности, как социальная психология личности, клиническая психология личности, когнитивная психология личности, когнитивная психология активности, психология искусственного интеллекта и киберпсихология. Психология личности выходит за пределы психологической науки и выступает в качестве драйвера изменений в таких сферах, как культура, образование, здравоохранение и бизнес.
На конференции обсуждались практики отстаивания и совладания личности в условиях растущих антропологических рисков утраты доверия, понимания и смысла.
Одна из целей конференции — поиск культурных практик развития потенциала человека, способных превратить психологию не только в действительную, но и действенную науку об изменяющемся человеке в изменяющемся мире. В рамках конференции будут представлены различные театры психологических практик.
В конференции приняли участие руководители и ведущие исследователи таких научно-образовательных центров и ассоциаций, как Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Ереванский государственный университет, Институт психологии Академии наук РФ, Санкт-Петербургский государственный университет, Казанский федеральный государственный университет, Московский институт психоанализа, Президентская академия РАНХиГС, Томский государственный университет, Пермский государственный университет, Южный федеральный университет, Ульяновский государственный педагогический университет, Академия развития потенциала человека Корпоративного университета Сбера, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований РАО, ГАОУ ДПО Московской области «Корпоративный университет развития образования», Институт проблем образовательной политики «Эврика», Движение родителей и учителей «Школа — наше дело», Московский городской педагогический университет, Московский государственный психолого-педагогический университет, Центр лечебной педагогики и др.