- Степанова Наталия Анатольевна
кандидат психологических наук, декан факультета психологии, доцент кафедры специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула)
- Шалагинова Ксения Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики факультета психологии, педагог-психолог, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», гимназия №4 г. Тулы (Тула)
Организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
Актуальность
Сегодня состояние современного общества определяется осознанным исполнением родительской роли, качеством воспитания подрастающих поколений. В обществе изменилось отношение к детству: все чаще возникают дискуссии вокруг проблем детства и современных методов семейного и общественного воспитания. На всех площадках страны проходит общественное обсуждение ответственного родительства, современной культуры семейного воспитания, компетенций и знаний современных родителей о развитии и социализации детей в семье. Однако, у большинства родителей отсутствуют знания, практика и опыт воспитания детей в семьях. Невысок процент родителей, имеющих достаточно педагогических знаний.
Одним из действенных способов решения задач по психолого-педагогической поддержке и повышению компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей является организация мероприятий, носящих обучающий и просветительский характер.
Массовое повышение родительской компетентности, приобретение психологических знаний и опыта, способствует формированию социально-ролевой компетентности в общественной и семейной жизни, профилактике конфликтных и кризисных ситуаций, личностному развитию и социальной адаптации родителей.
Цель: удовлетворение потребности родителей в приобретении психологических знаний и опыта, способствующих формированию социальноролевой компетентности в общественной и семейной жизни, профилактике конфликтных и кризисных ситуаций, личностному развитию и социальной адаптации.
Практическая значимость
Формат образовательных мероприятий стимулирует родителей, выводит их на разговор, заставляет задуматься о том, а есть ли данная проблема в твоей семье и как бы я ее смогла/смог решить. В ходе образовательных мероприятий происходит знакомство родителей с лекторами-консультантами, формируется доверие и чувство компетентности в данном вопросе/проблеме. После таких встреч родители активнее идут на контакт, задают волнующие их вопросы, адресуя уже знакомому психологу-консультанту.
Форматы проведения: работа психологической гостиной для родителей; неделя родительской компетентности; родительские собрания.
Психологическая гостиная для родителей — это комплекс организованных просветительских мероприятий, ориентированных на актуальные потребности родителей в приобретении психологических знаний и опыта, способствующих формированию социальноролевой компетентности в общественной и семейной жизни, профилактике конфликтных и кризисных ситуаций, личностному развитию и социальной адаптации.
В рамках работы психологической гостиной в 2023 году проведено 14 встреч.
Цель недели родительской компетентности заключается в повышении уровня психолого-педагогической культуры родителей, формировании готовности родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках психолого-педагогического взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития, а также активизация родительского сообщества.
В рамках данного мероприятия проведено 16 обучающих онлайн-вебинаров. Проведение каждого вебинара сопровождалось презентацией. По окончанию вебинара каждый слушатель имел возможность задать ведущему вопрос. Также был активен чат с возможностью ведения интерактивного диалога.
Проведен цикл родительских собраний «Родителям - о главном!» в образовательных центрах Тульского региона в очном формате.
Цель проведения родительских собраний — формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения, развития, становления личности ребенка как важного ресурса построения гармоничных отношений и воспитания здоровых детей.
Тематика лекций определялась согласно запросам родителей. Наиболее популярными проблемами стали: помощь в обеспечении устойчивого психологического и эмоционального состояния участников ЕГЭ; правила выбора профессии, основные трудности и барьеры, которые могут возникнуть при выборе профессии; организация психологической поддержки родителей несовершеннолетних (программа и фото представлены в приложении). Все собрания проходили в очном формате.
Подготовлены методические рекомендации «Навигатор для хороших родителей: спрашивайте – отвечаем!», в которых собраны ответы на самые распространенные вопросы родителей: от рождения ребенка и принятия родительской позиции до выбора университета. Материал пособия удобно структурирован в соответствии с возрастом ребёнка, помогает родителям узнать об особенностях развития ребенка от рождения до школы, специфику школьного возраста, как вести себя с подростком, и что делать, когда ребенок оказывается на пороге взрослой жизни. Большое внимание уделяется вопросам развития и воспитания особого ребенок в семье. Отдельная глава посвящена вопросам материнства.
Результаты мероприятий
В обучающих мероприятиях приняли участие более тридцати тысяч родителей из различных регионов России. Все слушатели образовательных мероприятий получили сертификаты участников.