«Психогенетика. Избранные лекции» (учебное пособие)
Организация: Томский государственный университет, Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН НИИ психического здоровья, АНО «Феномика здоровья»
Данный курс из трех лекций-презентаций впервые был прочитан студентам – клиническим психологам, социальным работникам, ординаторам и аспирантам – психиатрам, наркологам, вызвал заинтересованность в проблемах психогенетики, что позволило оформить материал в качестве учебного пособия.
В классической психогенетике давно накоплены убедительные данные о важной роли генетических факторов в индивидуальных различиях по общему интеллекту, частным когнитивным способностям, темпераменту, двигательным функциям. Однако поиск конкретных генов, отвечающих за нормальную вариативность высших психических функций, начался с развитием «новой генетики» – генетики развития, молекулярной генетики. Геномика поведения, психогеномика основывается на молекулярно-генетических исследованиях психологических свойств, что стало возможно благодаря появлению методов распознавания распространенных в популяции аллельных вариантов генов, а не только редких генетических мутаций, ведущих к патологии. Еще одно направление науки и практики – психогенеалогия, которое «рождается на стыке психологии жизненного пути и семейной истории» (А.А. Кроник) и «…опирается на психоанализ, расширенный трансгенерационными связями и социопсихологической техникой геносоциограммы, где генеалогическое древо дополнено важными связями и жизненными событиями» (А.А. Шутценбергер). Семейный (клинико-генеалогический) анализ как основной метод психогенеалогии и коэффициент наследуемости (h) в психогенетике позволяют определить психологические особенности и здоровье членов семьи и выделить группы конкретного биологического (генетического) риска возникновения и развития заболеваний, в том числе психических расстройств, что является необходимым для оказания помощи отдельному человеку и его семье.
В первой лекции «Психогенетика когнитивных функций / Роль генотипа и среды в вариативности когнитивных характеристик» рассматриваются отличия психогенетики и психогенеалогии, освещены вопросы функционирования головного мозга и психики, теории Л.С. Выготского и А.Р. Лурии о высших психических функциях, теории функциональных систем П.К. Анохина. Основное внимание уделено актуальным аспектам генетических исследований вариативности когнитивных функций: интеллекта, специальных и пространственных способностей, образованности, математической тревожности, детской одаренности и др. Во второй лекции представлены данные о наследуемости отдельных двигательных функций, описаны генетические закономерности основных нервно-мышечных заболеваний человека, стереотипий при РАС, подробно описываются генетические характеристики маркеров спортивных достижений. Изложены представления о личности и акцентуациях, темпераменте и их генетических особенностях. Третья лекция «Роль генотипа и среды в индивидуальном развитии / Генотип-средовые соотношения в индивидуальном развитии» начинается с определения онтогенеза, стадий жизненного цикла человека и моделей генотип-средовых взаимодействий, далее изложены научные данные о конкретных средовых факторах. Особое внимание уделено различным аспектам геномики поведения и генетике психического здоровья и психических расстройств в семьях и популяции. Издание проиллюстрировано рисунками, схемами, таблицами, содержит информацию о научных литературных источниках и контрольные вопросы.
Учебное пособие «Психогенетика. Избранные лекции» предназначено для студентов и магистрантов вузов, аспирантов, ординаторов, слушателей ФПК, преподавателей, врачей-психиатров, наркологов, практических психологов, генетиков и других специалистов, интересующихся проблемами психического здоровья, генетики и клинической психологии.