Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Книга года по психологии»
Реферат проекта

«Психогенетика. Избранные лекции» (учебное пособие)


Организация: Томский государственный университет, Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН НИИ психического здоровья, АНО «Феномика здоровья»

Данный курс из трех лекций-презентаций впервые был прочитан студентам – клиническим психологам, социальным работникам, ординаторам и аспирантам – психиатрам, наркологам, вызвал заинтересованность в проблемах психогенетики, что позволило оформить материал в качестве учебного пособия.

В классической психогенетике давно накоплены убедительные данные о важной роли генетических факторов в индивидуальных различиях по общему интеллекту, частным когнитивным способностям, темпераменту, двигательным функциям. Однако поиск конкретных генов, отвечающих за нормальную вариативность высших психических функций, начался с развитием «новой генетики» – генетики развития, молекулярной генетики. Геномика поведения, психогеномика основывается на молекулярно-генетических исследованиях психологических свойств, что стало возможно благодаря появлению методов распознавания распространенных в популяции аллельных вариантов генов, а не только редких генетических мутаций, ведущих к патологии. Еще одно направление науки и практики – психогенеалогия, которое «рождается на стыке психологии жизненного пути и семейной истории» (А.А. Кроник) и «…опирается на психоанализ, расширенный трансгенерационными связями и социопсихологической техникой геносоциограммы, где генеалогическое древо дополнено важными связями и жизненными событиями» (А.А. Шутценбергер). Семейный (клинико-генеалогический) анализ как основной метод психогенеалогии и коэффициент наследуемости (h) в психогенетике позволяют определить психологические особенности и здоровье членов семьи и выделить группы конкретного биологического (генетического) риска возникновения и развития заболеваний, в том числе психических расстройств, что является необходимым для оказания помощи отдельному человеку и его семье.

В первой лекции «Психогенетика когнитивных функций / Роль генотипа и среды в вариативности когнитивных характеристик» рассматриваются отличия психогенетики и психогенеалогии, освещены вопросы функционирования головного мозга и психики, теории Л.С. Выготского и А.Р. Лурии о высших психических функциях, теории функциональных систем П.К. Анохина. Основное внимание уделено актуальным аспектам генетических исследований вариативности когнитивных функций: интеллекта, специальных и пространственных способностей, образованности, математической тревожности, детской одаренности и др. Во второй лекции представлены данные о наследуемости отдельных двигательных функций, описаны генетические закономерности основных нервно-мышечных заболеваний человека, стереотипий при РАС, подробно описываются генетические характеристики маркеров спортивных достижений. Изложены представления о личности и акцентуациях, темпераменте и их генетических особенностях. Третья лекция «Роль генотипа и среды в индивидуальном развитии / Генотип-средовые соотношения в индивидуальном развитии» начинается с определения онтогенеза, стадий жизненного цикла человека и моделей генотип-средовых взаимодействий, далее изложены научные данные о конкретных средовых факторах. Особое внимание уделено различным аспектам геномики поведения и генетике психического здоровья и психических расстройств в семьях и популяции. Издание проиллюстрировано рисунками, схемами, таблицами, содержит информацию о научных литературных источниках и контрольные вопросы.

Учебное пособие «Психогенетика. Избранные лекции» предназначено для студентов и магистрантов вузов, аспирантов, ординаторов, слушателей ФПК, преподавателей, врачей-психиатров, наркологов, практических психологов, генетиков и других специалистов, интересующихся проблемами психического здоровья, генетики и клинической психологии.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 9 читателей
21.03.2024 09:25:35Киселева Арина ВикторовнаМатериал изложен в доступной и понятной форме, множество различных примеров и статистических данных,способствующих лучшему пониманию связи особенностей психики и наследственности.Данные лекции будут полезны как начинающих специалистам, так и психологам с многолетним стажем.
21.03.2024 08:14:52Лупик Мария ВасильевнаВ данном учебном пособии на высоком уровне изложен материал, необходимый для освоения дисциплины Психогенетика. Основные темы донесены до читателя понятным, но в то же время научным языком.
19.03.2024 12:44:29Мошкивская Валентина АнатольевнаДанное учебное пособие объемно, познавательно, своевременно. Благодарю Елену Владимировну за него
19.03.2024 10:06:54Уласень Татьяна ВалентиновнаПредставленное пособие в настоящее время является крайне востребованным в рамках междисциплинарного подхода по своевременному оказанию профилактической и психокоррекционной помощи пациентам для предупреждения развития и декомпенсации наследственно обусловленных психических нарушений. Пособие методически грамотно выдержано, четко структурировано; содержит интересные обучающие клинические разборы, основанные на современных подходах психогенетики.
19.03.2024 07:03:24Степанов Вадим АлександровичОчень интересное и актуальное пособие. Практическая информация изложена понятно и последовательно.
17.03.2024 17:46:13Зверева Наталья Владимировна21 век - век междисциплинарных связей и развития биологии, генетики в первую очередь. Но для большинства значение имеет не просто геном, но и все, что связано с эпигенетическими факторами. В книге Гуткевич, написанной в форме лекций, читатели занкомятся и с базо-выми положениями психоге-нетики и с более детальными исследованиями, касающими-ся генетического фактора в развитии когнитивных, мо-торных и иных функций. Учебное посо-бие будет служить хорошим подспорьем для клинического психолога
17.03.2024 12:36:15Куфтяк Елена ВладимировнаСовременные знания от профессионала.
15.03.2024 02:58:15Кармин Андрей ВладимировичЖелаю удачи!
11.03.2024 10:23:21Дроздовский Александр КузьмичУчебное пособие очень интересное, познавательное, много иллюстраций и полезной информации для специалистов помогающих профессий, как теоретикам, так и практикам, с воодушевлением поддерживают данный проект! Спасибо большое автору!

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su