- Карпова Наталия Львовна
кандидат философских наук, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, заменить на - Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Москва)
- Аксючиц Виктория Васильевна
соруководитель группы семейной логопсихотерапии, (Владивосток)
- Боднар Екатерина Игоревна
Преподаватель кафедры развития кадровых ресурсов в образовательных организациях , МБОУ ОДПО «Центр развития образования» г.о. Самара (Самара)
- Загородникова Елена Захаровна
руководитель группы семейной логопсихотерапии, (Владивосток)
- Зайко Роман Павлович
(Екатеринбург)
- Калмыкова Ольга Геннадьевна
(Москва)
- Кругликова Анна Юрьевна
кандидат психологических наук, педагог-психолог, МБДОУ д/с «Здоровый ребенок» (Таганрог)
- Медведева Дарья Сергеевна
(Ижевск)
- Поприк Юлия Богдановна
(Москва)
- Пуговкина Елена Александровна
педагог-психолог, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области (Самара)
- Ситникова Наталия Алексеевна
младший научный сотрудник, Психологический институт РАО (Москва)
- Соколова Екатерина Александровна
Председатель, СГОО "Развитие" (Самара)
- Терешкова Елена Борисовна
учитель-логопед, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» Октябрьского района г. Саратова (Саратов)
- Чиркова Эльвира Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Института педагогики, психологии и социальных технологий, Удмуртский государственный университет (Ижевск)
- Шувиков Александр Иванович
режиссер, ФГУП «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Культура» (Москва)
- Яковистенко Анастасия Дмитриевна
кандидат психологических наук, заведующий лабораторией психологии общения и развития речи, МБОУ ДПО ЦПК «Центр развития образования г.о.Самара» (Самара)
- Янченко Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, основатель и руководитель, Центр развития и коррекции речи «Правильная речь» (Таганрог)
Организация: Психологический институт РАО
Сроки реализации: январь – ноябрь 2023 г. на базе Психологического института РАО (Москва); 1 ноября 2023 г. – юбилейный мастер-класс к 30-летию Программы с онлайн-участием групп семейной логопсихотерапии Таганрога, Самары, Владивостока, Саратова, Екатеринбурга, Ижевска.
Мастер-класс «Семейная групповая логопсихотерапия» в 2023 году был посвящен 30-летию Всероссийской реабилитационно-образовательной Программы «Семейная групповая логопсихотерапия» для заикающихся детей, подростков и взрослых (7-45 лет), которая с 1993 года начала развиваться в Москве на базе Психологического института РАО на основе методики групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой для тяжело заикающихся старших подростков и взрослых (15-40 лет) и подтверждает свою эффективность и востребованность.
Актуальность Программы Ю.Б. Некрасовой – Н.Л. Карповой обусловлена углублением понимания феномена заикания как нарушенного речевого общения, расширением контингента участников и необходимостью решать проблему прежде всего с ближайшим окружением, что требует активного участия родителей и родственников заикающихся в ходе всего процесса социореабилитации.
Содержание
Комплексная программа «Семейная групповая логопсихотерапия» состоит из 4-х основных этапов:
- I — пропедевтический — длится 3–6 месяцев, основан на авторской психотерапевтической диагностике Ю.Б. Некрасовой. Направлен на уточнение диагноза и оценку психологической готовности пациента и его близких к лечению.
- II — сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии по К.М. Дубровскому, где за 1-1,5 часа происходит «снятие» симптомокомплекса заикания.
- III — активная семейная групповая логопсихотерапия — начинается после сеанса, длится 3–5 недель с ежедневными 7–8-часовыми занятиями. Работа направлена на формирование саногенных психических состояний, повышение мотивации к включению в творческий процесс по преодолению недостатка речевой коммуникации и самовоспитанию. Проходит при обязательном участии членов семьи заикающихся.
- IV — контрольно-поддерживающий этап — проводится спустя 3–5 месяцев, длится 2 недели также 7–8 часов ежедневных занятий, но на более высоком уровне сложности повторяет основные элементы предыдущего этапа.
Данная система логопсихотерапии выстроена на приемах кинезитерапии (парадоксальная дыхательная гимнастика А.С. и А.Н. Стрельниковых, рече-двигательные и голосовые упражнения); проводятся занятия нейрокоррекции и аутогенные тренировки; применяются методы арт-терапии: библиотерапия, сказкотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинотерапия, театрализация; приемы сценической речи отрабатываются на еженедельных открытых творческих экзаменах, что делает работу более интересной и повышает мотивацию к эффективному речевому общению.
Работа первой группы семейной логопсихотерапии была проведена в 1993 в Москве под руководством д. психол. н. Ю.Б. Некрасовой и к. филос. н. Н.Л. Карповой. С 2000 года началась работа групп за пределами Москвы: 2000 - Таганрог, 2001 - Самара, 2002 - Владивосток, 2004 - Самарская область, 2016 - Саратов, 2019 - Екатеринбург, 2020 - Ижевск.
Результаты за 30 лет работы Программы:
- В разновозрастных группах участвовало 898 заикающихся с членами семей, помощь в восстановлении речевого общения получили 434 ребенка-дошкольника и 2-4-летних детей с родителями.
- В настоящее время работают группы в 7 городах и открыты авторские Центры речи, работающие по принципам семейной групповой логопсихотерапии: И.В. Янченко в Таганроге (2016), А.Д. Яковистенко в Самаре (2018).
- Освоены новые формы работы групп в онлайн режиме и проведены 3 группы, открыта онлайн-школа «Правильная речь».
- На материале групп защищены 1 докторская диссертация по психологии и 6 кандидатских; выиграно 7 исследовательских грантов РГНФ и РФФИ и 2 издательских.
- Опубликовано 6 коллективных монографий, проведено 3 конференции с публикацией материалов, снято 2 научно-документальных фильма о семейной групповой логопсихотерапии.
Перспективы
- Расширение контактов и взаимодействия руководителей и участников групп разных городов.
- Подготовка руководителей и помощь в открытии новых групп семейной логопсихотерапии.
- Распространение опыта социореабилитации среди специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особенностями речевого развития: в группах Таганрога, Самары, Владивостока, Ижевска по принципам семейной групповой логопсихотерапии успешно справляются с проблемами ОНР, аутизма, ЗПР.