- Легостаева (Иванова) Екатерина Сергеевна
кандидат психологических наук, заведующий научно-практической лабораторией, SMART LAB (Екатеринбург)
- Айрапетова (Сенаторова) Елена Константиновна
Психолог-педагог, РОЦ ИСПАНИЯ (Москва)
В результате геополитических событий 2022–23 гг., многие оказавшиеся в эмиграции дети и взрослые испытывают острый кризис. Отрыв от привычного социального окружения, трудности с языковым барьером, смена климата и социального статуса семьи требуют эффективных мер по адаптации к новым условиям.
На базе Российского образовательного центра (Испания, Аликанте) апробирована методика «Кулинарт-терапия» (Сосinart-terapia) для социально-психологического сопровождения детей, взрослых, семей эмигрантов.
Для детей 7–12 лет, посещающих испанскую и русскую школы, а также для их семей были реализованы программы занятий, направленные на включение в новое сообщество на микро- и мезо-уровнях через совместную деятельность, связанную с приготовлением универсальных блюд, знакомых каждому, или имеющих аналоги в различных культурах.
С одной стороны, приготовление пищи — это регламентированный рецептурой процесс, а с другой — всегда творческий, способствующий самовыражению и удовлетворению различных потребностей: от физиологических (собственно питание), эстетических (украшение, подача блюда) до социальных и культурных (совместный приём пищи, общение).
Универсальность этого рода деятельности позволяет выделить следующие уровни задач, которые решает данное направление терапии творческим самовыражением:
- Микроуровень — гармонизация состояния детей и взрослых как результат удачно приготовленного вкусного, красиво сервированного блюда. Ощущение своей принадлежности, укрепление идентичности в культуре при приготовлении национальной пищи. Развитие моторики и практического интеллекта — как прямого следствия кулинарной деятельности. Удовлетворение эстетических потребностей и общая гармонизация эмоциональной сферы.
- Мезоуровень — налаживание коммуникаций в многопоколенной семье и микросоциуме, в группе сверстников или разновозрастной группе. Обмен рецептами, согласованность действий группы при приготовлении сложного блюда, командная работа и совместное наслаждение результатами коллективного творчества — важные условия для развития коммуникативных навыков, опыта коллаборации, развития эмоционального интеллекта. При этом каждый участник непосредственно в процессе получает обратную связь и таким образом укрепляет адекватную самооценку. Вопросы адаптации, вливания в новую группу (класс, коллектив) также могут быть решены через кулинарные мастер-классы.
Таким образом, «Кулинарт-терапия» основывается на культурно-историческом подходе к развитию личности Л.С. Выготского и имеет ярко выраженный социально-терапевтический уклон, что актуально и особенно необходимо в работе с детьми и семьями эмигрантов.
Специалист, работающий по данной методике, получает возможность диагностировать и корректировать проблемы в социализации детей и взрослых – как индивидуально, так и в групповой работе.