«"Оттенки эмоций" и "Дневник настроения"» (комплекс методических разработок для коррекции психоэмоционального состояния подростков 14-17 лет)
Организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Международный детский центр «Артек»
Актуальность и новизна
Понимание своих эмоций является важным аспектом психологического благополучия и здоровья человека. Люди, которые имеют низкий уровень эмоциональной осведомленности, могут испытывать трудности в управлении своими эмоциями, что может привести к стрессу, тревоге и депрессии. Психологические занятия, направленные на понимание собственных эмоций, могут помочь людям развивать навыки саморегуляции и эмоциональный интеллект. Они могут научиться распознавать свои эмоции, понимать, как они влияют на их мышление и поведение, и научиться управлять ими более эффективно. Такие занятия могут также помочь людям развивать более позитивное отношение к своим эмоциям и научиться принимать их без стеснений. Это может привести к улучшению качества жизни и уменьшению симптомов психических расстройств. Таким образом, понимание собственных эмоций является важным аспектом улучшения своего психического здоровья и качества жизни, и психологические занятия, направленные на развитие эмоциональной осведомленности, могут в этом помочь.
Цель: способствовать развитию навыков понимания, осознания собственных эмоций; освоение способов управлением собственным эмоциональным состоянием.
Основное содержание работы
Комплекс методических разработок: коррекционно-развивающее занятие «Оттенки эмоций» и «Дневник настроения», может быть использован педагогом-психологом в работе над коррекцией психоэмоционального состояния подростков 14–17 лет. На занятиях в интерактивной форме дается доступный теоретический материал, и прорабатываются практические навыки, связанные с эмоциональными состояниями подростков.
Работа состоит из двух этапов: тренинговое занятие «Оттенки эмоций» и методическая разработка «Дневник настроения». В тренинговое занятие входят упражнения на осведомленность о важности чувств и эмоций, которые мы испытываем, определение своих эмоций, вербальные и невербальные способы выражения эмоций, а также способы саморегуляции. По ходу занятия подростки знакомятся со своей эмоциональной сферой, с основными понятиями: «чувства», «эмоции», «алекситимия» и «эмпатия», а также учатся способам саморегуляции.
В дополнение к занятию разработан «Дневник настроения», который содержит упражнения для практического применения навыков саморегуляции, на понимание и осознание своей эмоциональной сферы, а также странички для рефлексии с вопросами и вариантами заполнения. С помощью данных упражнений подросток, сможет отследить свои эмоции и свои ощущения за день, проанализировать, какие из них возникают чаще всего и преобладают над другими. Позволяет увидеть, что именно приводит к возникновению тех или иных чувств, какие ситуации из прошлой жизни оказывают влияние на эмоциональное состояние сейчас. Помогает осознать свои потребности, наполнить жизнь тем, чего в ней по-настоящему не хватает. Особенность дневника в том, что он имеет стихийный формат, когда подросток почувствует потребность в выражении эмоций, может им воспользоваться. Ежедневным ритуалом в заполнении дневника являются трекеры сна и настроения, так как зачастую по данным характеристикам можно оценить свое эмоциональное состояние.
Результаты
В результате занятий у подростков формируется представление об эмоциональной сфере человека, о навыке идентификации своих эмоций, о навыке практического применения способов саморегуляции. Сформированное представление о влиянии эмоционального состояния на отношения с другими людьми и на жизненные сферы человека.
Выводы
Занятия позволяют подросткам научаться распознавать собственные эмоции, работать над развитием навыков выражения и управления своими чувствами, распознавать эмоции другого. Закрепление навыков понимания, осознания собственных эмоций, способов управлением собственным эмоциональным состоянием.