- Романко Оксана Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, (Нижневартовск)
- Кайипбекова Испаният Устархановна
преподаватель кафедры психологии образования и развития факультета педагогики и психологии, Нижневартовский государственный университет, (Нижневартовск)
Организация: Нижневартовский государственный университет
Актуальность
Подростки-мигранты сталкиваются с непреодолимыми для своей личности трудности, в разрешении которых им не могут помочь их родители, так как они сами находятся в процессе адаптации. Так подростки-мигранты замыкаются в своих проблемах, ищут понимания у сверстников со схожими проблемами и происходит группирование подростков по этническому признаку.
В формате настольной игры возможно моделирование различных ситуаций, проигрывание их при помощи заместителей, выход за пределы привычных вариантов решений. Данный формат является подходящим для реализации задач, связанных с обучением подростков, а также подростков-мигрантов, навыкам преодоления трудных ситуаций взаимодействия.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в том, что формат настольной игры часто применяется для формирования знаний и общих представлений о стране и ее истории для подростков-мигрантов. Однако потенциал настольных игр, в отношении формирования адаптивных способов преодоления трудных ситуаций взаимодействия, ее последствия, ответственность за принятое решение, ответственность за себя и за других остается неиспользованным.
Цель игры: моделирование типичных сложных ситуаций социального взаимодействия и их преодоление подростками-мигрантами.
Основное содержание работы
В основу настольной игры легли трудные ситуации взаимодействия, с которыми сталкиваются подростки-мигранты в ходе своего обучения в поликультурной российской школе. Ситуации были получены в ходе диагностики методикой «Метод серийных рисунков и рассказов» (И.М. Никольской). Алгоритм, заложенный в основу настольной игры, подразумевает не только столкновение игрока с той или иной трудной социальной ситуацией, но и предложение пути ее разрешения и выхода из нее. Ведущий анализирует ответы игроков и определят его дальнейшие действия (назначает наказания или поощрения) исходя из того, что ответ имеет отношение к одному из копингов: проблемно-ориентированный; социально-ориентированный; эмоционально-ориентированный; избегающий (критерии для анализа ответа представлены в содержательных материалах проекта). Именно от выбранного игроком решения ситуации зависит его продвижение по игровому полю.
Выводы
Настольная игра «Свой среди своих» может иметь различные конфигурации:
- Количество участников от 4 до 8 за счет добавления или уменьшения количества игровых ячеек на игровом поле.
- Возможность неоднократного участия в игре. За счет предложения различных ситуаций в игровых сеансах.
- Участие в игре только подростков-мигрантов или смешанное участие подростков не мигрантов и мигрантов.
- Возможность ведущего регулировать эмоциональный накал в зависимости от хода игры.
- Сложность игры может регулироваться в зависимости от готовности и включенности игроков, за счет предложения игрокам ситуаций разного уровня сложности.