«Юридическая психология детства: современные вызовы и решения» (специальный тематический выпуск научно-практического журнала "Психология и право")
Организация: Московский государственный психолого-педагогический университет
В центре внимания специального тематического выпуска «Юридическая психология детства: современные вызовы и решения» (научно-практического журнала «Психология и право» 13 том, 3 выпуск 2023 года) находятся ребенок, подросток, юноша. Это и есть отличительная черта юридической психологии детства: она объединяет все области и направления юридической психологии вокруг особого объекта — юного человека. Его психологические проблемы в сфере правовых отношений отражают проблемы общества в настоящем и могут оказать неблагоприятное влияние на будущее. Исследования авторов, с которыми можно ознакомиться в этом выпуске, позволяют представить ряд наиболее актуальных тем. В отличие от предыдущих поколений современные дети считаются «аборигенами цифровой среды». Они живут в смешанной реальности, где виртуальная среда для них столь же естественна, как и физическая. Однако их цифровая социализация происходит в непростых условиях, при которых свобода и безопасность не всегда сбалансированы. В сети Интернет нормы социального поведения кажутся менее определенными, и зачастую ребенок рискует сам выйти за грань дозволенного либо подвергнуться преступным действиям других. Одним из распространенных явлений в подростковой среде в последние годы стал кибербуллинг. Кто может превратиться в агрессора или жертву в кибербуллинге, есть ли психологическая предрасположенность к той или иной ролевой позиции? В нашем журнале этому вопросу посвящена статья Н.В. Власовой и Е.Л. Буслаевой. Однако, несмотря на возрастающий интерес специалистов к теме киберагрессии и кибербуллинга, эти понятия нуждаются в содержательном уточнении, что важно, в частности, в работе психолога в качестве судебного эксперта. Обоснование авторской позиции относительно определения категории «кибербуллинг» можно найти в статье Д.Н. Блиновой и О.Д. Гуриной. К сожалению, статистика свидетельствует о постоянно увеличивающемся числе случаев сексуального насилия и злоупотребления в отношении детей, в том числе в сети Интернет. В то же время нередки случаи, когда девочки-подростки сами активно вступают в виртуальное взаимодействие с теми, кто позже использует их для получения порнографической продукции. Для профилактики противоправного сексуального злоупотребления в отношении детей важно знать, какой смысл имеет для его жертв подобное общение, какими мотивами они руководствуются при его поддержании. Этот аспект проблемы виктимности несовершеннолетних рассматривается в статье Е.В. Борисенко и Е.Г. Дозорцевой. В более широком контексте в качестве факторов сексуального насилия исследовались характеристики полового самосознания у лиц, совершивших сексуальные правонарушения и страдающих психическими расстройствами (статья И.А. Басинской, Н.В. Беженарь, Т.Ю. Борисовой), а также ситуационные обстоятельства, способствовавшие совершению противоправных действий в отношении детей (статья К.Ю. Ерицян, В.А. Одиноковой, М.М. Русаковой).
В последние годы происходят изменения характера правонарушений несовершеннолетних. Многие из них совершаются под влиянием интернет-среды или с использованием цифровых устройств. Растет количество уголовных дел, возбуждаемых в связи с совершением или подготовкой несовершеннолетними экстремистских действий. В этих условиях все большее значение приобретает комплексный мультидисциплинарный анализ причин и факторов подростковых правонарушений. Примером такого анализа служит исследование В.Д. Бадмаевой и ее соавторов, посвященное клинико-психопатологическим и психологическим характеристикам социально опасного поведения несовершеннолетних, а также роли деструктивного контента, потребляемого ими в сети Интернет. Продуктивность клинико-психологического (нейропсихологического) исследования нарушений саморегуляции как предпосылок отклоняющегося поведения продемонстрирована в статье А.М. Потапова, З.В. Луковцевой и Р.В. Чиркиной. О связи антисоциальной креативности, характеризующей девиантное поведение, и понимания подростками собственных эмоций свидетельствуют результаты исследования М.Н. Бочковой и Н.В. Мешковой. Описанные авторами новые данные вносят несомненный вклад в понимание особенностей и механизмов формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и могут быть использованы для профилактики подобных девиаций. Профилактические подходы, позволяющие предупредить возникновение и развитие девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних, представлены в нескольких статьях, описывающих различные уровни превенции. Так, В.А. Чернушевич в качестве эффективного метода инкультурации предлагает народную игру. В своей концептуальной статье он трактует ее как форму существования традиционных ценностей и социальный механизм введения ребенка в традиционную культуру. Реализацию такого подхода можно рассматривать в качестве общей профилактики отклоняющегося поведения. Исследование Н.В. Дворянчикова и его соавторов направлено на разработку и апробацию модели оценки риска радикализации подростков и молодежи, в качестве основного понятия которой выступает социальная идентичность. Полученные авторами эмпирические данные позволяют говорить о перспективности такого подхода для выявления групп риска и развития индивидуальной профилактики. Статья А.В. Вэтра, И.С. Ганишиной и М.И. Марьина посвящена психологическому сопровождению подростков в условиях следственного изолятора и возможностям специальной профилактики противоправного поведения несовершеннолетних через изменение их самоотношения.
Новые тенденции в сфере девиантного, противоправного и виктимного поведения детей и подростков представляют собой значительные вызовы, к которым должны быть готовы профессионалы, работающие с несовершеннолетними. В статье Н.В. Богданович, В.В. Делибалт и А.В. Дегтярева анализируются компетенции в сфере рисков и ресурсов интернет-среды, которыми должны обладать специалисты для профилактики деструктивного поведения и правонарушений молодых людей. В других публикациях внимание уделяется проблемам профессиональной эффективности педагогов (статья Т.Н. Березиной с соавторами) и будущих юристов (статья Т.М. Краснянской и В.Г. Тылеца).
Таким образом, данный специальный тематический выпуск журнала «Психология и право» охватывает широкий круг наиболее острых актуальных проблем юридической психологии детства и возможных путей их решения. Объединенные в данном выпуске статьи результируют исследования различных научных коллективов и несомненно будут стимулировать дальнейший научный и практический поиск в тематике юридической психологии детства.
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте