- Литвяк Светлана Викторовна
нет, педагог-психолог, методист, МБУ "Методичекий центр" г. Норильск, (Норильск)
- Кунтуганова Эльмира Агалиевна
педагог-психолог, МБДОУ "ДС N71 "Антошка", (Норильск)
- Микеева Ирина Ивановна
(Норильск)
Организация: Муниципальное бюджетное учреждение «Методический центр» г. Норильск
Актуальность
Согласно ФГОС ДО и ФОП ДО, в настоящее время ребенок может посещать дошкольное учреждение с 8 месяцев. Идя в ногу с Федеральными требованиями, понимая, какая нагрузка ложится на педагогов дошкольного учреждения, для того, чтобы сделать адаптацию ребенка и родителей к дошкольному учреждению более благоприятной и легкой МБУ «Методический центр» и педагогами-психологами МБ(А)ДОУ города Норильска, было принято решение о создании методического пособия «Психолого-педагогическое сопровождение групп раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ».
Новизна
В методическом пособии представлен кейс методов и приемов направленных на психолого-педагогическое сопровождение групп раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, в котором собраны рекомендации к содержанию развивающей, профилактической деятельности, работы со всеми участниками образовательного процесса в период адаптации: с детьми раннего возраста, родителями и педагогами, работающими с группами и в группах раннего возраста.
Адресовано наше методическое пособие педагогам-психологам ДОУ для осуществления психолого-педагогической помощи детям, родителям, воспитателям.
Значимость
Наше пособие уже успело стать полезным и приносит свою пользу, как молодым, так и опытным педагогам. С чего начать? Как сделать адаптацию мягко и комфортной? Как сопроводить воспитателей, родителей и детей в мир дошкольного образования? На эти и многие вопросы наше пособие дает практические ответы. Среди множества заметок и статей по адаптации, видя в каждом рациональное зерно не было такого прикладного пособия, которое можно взять и использовать в своей практике. Опираясь на свой профессиональный опыт, мы вложили в методическое пособие все, что посчитали важным и нужным. Использование предлагаемого материала возможно как целиком, так и отдельных его компонентов.
Основное содержание
Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается — речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.
Пособие содержит и раскрывает возрастные особенности развития детей раннего дошкольного возраста от года до трех лет. Мы описываем период адаптации и первые дни в группе. Раскрываем три вида течения адаптации. Показываем причины тяжёлой адаптации. Указываем на первые признаки хорошей адаптации и причины плохой адаптации. Останавливаемся на деятельности воспитателя в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению. Помогаем найти методы и приемы работы с детьми раннего возраста. Приводим пример игровых сеансов для детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ. Подчеркиваем важность присутствия психолога в группе раннего возраста. Даем рекомендации родителям, на период, когда ребенок начал впервые посещать детский сад. Предлагаем практические рекомендации для консультаций и выступлений педагога-психолога на родительском собрании в группе раннего возраста на тему «Адаптация к ДОУ», консультации для родителей. В приложение приведены варианты опросников и анкетирования родителей, адаптационные листы воспитанников ДОУ, примерные карты наблюдений.
От рождения до трёх лет ребёнок столь существенно меняется, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех этапов становления его как личности. И от того, как складывается развитие малыша в условиях семьи и детского сада зависит его будущее. Система работы с детьми раннего возраста включает в себя адаптационный и после адаптационный периоды. В эти периоды жизни для малыша создается безопасная психологическая обстановка, которая включает в себя объединение, эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками, преодоление стрессового состояния малышей и их родителей, формирование активной позиции родителей к дальнейшему сотрудничеству в процессе воспитания детей в детском саду, а также развивающие встречи со специалистами, в результате которых налаживается внутренний ритм жизни ребёнка в ДОУ. В период адаптации ребенка к дошкольному учреждению очень важна работа педагога-психолога, его взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Правильно выстроенная работа — это залог успешной, безболезненной, легкой адаптации ребенка.