Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2023 года
Все проекты номинации в 2023 году>
Реферат проекта

«Кейс настольных/напольных психологических игр "Три игры на одном поле"» (общеразвивающая и коррекционно-психологическая методика для детей 5-10 лет)

Авторы:

Актуальность проекта

В настоящее время сфера образования оказалась «вовлечена в орбиту цифровизации», как пишет И.В. Дубровина. Дети погружаются в среду виртуального общения, что может привести к недостаточному развитию нравственных качеств личности. Учить чувствовать и понимать чувства другого человека — самое трудное, что есть в воспитании личности будущего поколения.

Педагоги-психологи, в поиске средств для развития коммуникативных навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста, отдают приоритет игровым технологиям. Современные настольные игры помогают детям принимать правила, раскрывать свои возможности, увидеть в партнере по игре человека со своими чувствами и переживаниями.

Новизна проекта

Новизна заключается в интегративном подходе к решению задач развития и совершенствования эмоционально-волевой сферы детей и развития коммуникативных умений и способностей.

Основное содержание работы

Опираясь на знания о психологических закономерностях развития ребенка и учитывая актуальные направления в развитии детей дошкольного возраста, творческая группа педагогов-психологов детских садов Мотовилихинского района г. Перми определила основные темы настольных игр: развитие коммуникативных умений и способностей, развитие эмоционально-волевой сферы и содействие становлению личности.

Разработка и апробация игр включала два этапа: тестирование прототипа игры и тестирование финальной версии. Апробация игр выполнялась в однородных группах: дети старшего дошкольного возраста детских садов, педагоги дошкольных учреждений г. Перми. В игре суммарно приняли участие более 200 человек.

Продуктом совместного творчества педагогов-психологов стал кейс игр «3 на 1», который включает три игры: «Путь героя», «Круг друзей» и «Хоровод эмоций» на одном игровом поле.

Комплект включает: игровое поле для игры за столом или на полу, игровые карточки, фишки и правила игр.

В мае 2021 года опыт работы творческой группы по разработке кейса настольных психологических игр был представлен на городском «Весеннем марафоне идей» для коллег, педагогов-психологов г. Перми и получил высокую оценку коллег.

В 2021 году на Всероссийском конкурсе дидактических пособий и развивающих игр для дошкольников «Играй-выигрывай!» была представлена игра «Круг друзей» из кейса «3 игры на 1 поле», творческий коллектив стал лауреатом в номинации «Лидер инноваций».

В 2022 году в Межрегиональном конкурсе методических и дидактических разработок «Детство равных возможностей» психологическая игра «Хоровод эмоций для детей 5–10 лет» получила диплом 3 степени.

В апреле 2022 года группа педагогов-психологов участвовала в XX Краевых Психологических встречах психологов Пермского края в Кунгуре «Вирус Пси», где представила игры из кейса «3 игры на 1 поле». Игры были апробированы в работе с взрослыми (20 человек). Коллеги оценили содержание игр и рекомендовали представить игры на всероссийском уровне.

В сентябре 2022 года на кейс настольных психологических игр «3 игры на 1 поле» дана положительная рецензия З.Л. Венковой старшим преподавателем АНО ДПО «Карьера и образование», кандидатом педагогических наук.

Итоговый вариант «Кейс авторских прихологических игр для детей 5–10 лет» был представлен на X региональной Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций для педагогов г. Перми и Пермского края в 2022 году. Педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений имели возможность прибрести кейс психологических игр для работы с детьми.

В течение 2023 года творческая группа педагогов-психологов получала отзывы и дополнения коллег, в описание игр и правила игр внесены дополнения и поправки с учетом практического применения в учреждениях города Перми. По решению методического объединения педагогов-психологов ДОУ Мотовилихинского района г. Перми в сентябре 2023 года «Кейс настольных/напольных психологических игр «3 игры на 1 поле» был рекомендован для включения в коррекционно-развивающую работу по формированию коммуникативных навыков для детей старшего дошкольного возраста.

Результаты работы

Таким образом, созданный нами кейс игр является эффективным условием для взаимодействия сверстников и взрослых.

Игры, предложенные в кейсе, способствуют:

  • формированию схемы тела, позитивному отношению к продукту своего труда и творчества, принятию границ своей личности и воспитанию уважения к границам другого человека, развитию способности преодолевать препятствия и радоваться за других;
  • развитию эмоционально-волевой сферы ребенка;
  • развитию коммуникативных умений.

Предложенные игры можно использовать в детском саду, в семье, в группах продленного дня и в детских клубах.

"Хоровод эмоций"
Игра с педагогами

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег

За проект проголосовал 21 читатель
  • Попова Ольга
    24.03.2024 в 18:09:13

    Интересная форма работы

  • Лебедева Ксения М
    19.03.2024 в 12:02:37

    Развитие коммуникативных навыков у детей сегодня очень актуально, так как зачастую дети испытывают сложности в эффективном общении друг с другом, что приводит к увеличению числа конфликтов между ними. Поэтому данный проект является актуальным и перспективным.

  • Интересный и комплексный (психолого-педагогический), а самое главное - игровой подход для позитивной социализации ребенка. Здорово, что может быть успешным инструментом как в деятельности психолога, так и для использования в семье.

  • Интересная игра, в практике использую много игр на формирование эмоциональной сферы детей. мне понравилась "относительная простота" дидактических материалов используемых в игре и множество вариаций. Думаю из нее можно и большее количество игр придумать....

  • Актуально, интересно для детей, позитивный настрой

  • Очень интересный и полезный материалу

  • Malysheva Ekaterina
    10.03.2024 в 19:51:05

    Прежде всего, нравится выбор настольных игр как инструмента. В игровой форме легче всего «выключить» разум и увидеть свои установки и схемы поведения

  • Хорошая и качественная игра для развития и коррекции

  • Реброва Ирина
    10.03.2024 в 10:54:28

    Актуальный проект

  • Очень интересный и полезный материал для специалистов ДОУ.

  • Коллеги профессионалы своего дела!

  • Интересный современный игровой кейс для детей и взрослых

  • Актуальный проект

  • Прекрасный интересный проект, который имеет хорошее методическое обоснование и практическое применение

  • Считаю инструмент полезным и востребованным. Как практик я точно знаю, что таких игр, универсальных, для психологов, педагогов и родителей очень не хватает. Поэтому голосую за него!

  • Я выбираю этот проект за его универсальность, простоту в применении как с детьми дошкольного,так и младшего школьного возраста.В процессе игры дети познают себя и других,развивают навыки коммуникации.Яркое поле и карточки вызывают интерес у детей.

  • Нужность инструмееиария

  • Замечательный инструмент в работе педагога-психолога! Лично знакома с данным кейсом. Благодарю за разработку авторов игры!

  • Прикольно.

  • Гилязева Ирина
    12.03.2024 в 22:08:45

    Интересный проект по объединению нескольких игр. Несомненно является плюсом возможности проведения игры как с детьми, так и со взрослыми

  • Необходимый инструмент в работе психолога детского сада.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе