«Кейс настольных/напольных психологических игр "Три игры на одном поле"» (общеразвивающая и коррекционно-психологическая методика для детей 5-10 лет)
Актуальность проекта
В настоящее время сфера образования оказалась «вовлечена в орбиту цифровизации», как пишет И.В. Дубровина. Дети погружаются в среду виртуального общения, что может привести к недостаточному развитию нравственных качеств личности. Учить чувствовать и понимать чувства другого человека — самое трудное, что есть в воспитании личности будущего поколения.
Педагоги-психологи, в поиске средств для развития коммуникативных навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста, отдают приоритет игровым технологиям. Современные настольные игры помогают детям принимать правила, раскрывать свои возможности, увидеть в партнере по игре человека со своими чувствами и переживаниями.
Новизна проекта
Новизна заключается в интегративном подходе к решению задач развития и совершенствования эмоционально-волевой сферы детей и развития коммуникативных умений и способностей.
Основное содержание работы
Опираясь на знания о психологических закономерностях развития ребенка и учитывая актуальные направления в развитии детей дошкольного возраста, творческая группа педагогов-психологов детских садов Мотовилихинского района г. Перми определила основные темы настольных игр: развитие коммуникативных умений и способностей, развитие эмоционально-волевой сферы и содействие становлению личности.
Разработка и апробация игр включала два этапа: тестирование прототипа игры и тестирование финальной версии. Апробация игр выполнялась в однородных группах: дети старшего дошкольного возраста детских садов, педагоги дошкольных учреждений г. Перми. В игре суммарно приняли участие более 200 человек.
Продуктом совместного творчества педагогов-психологов стал кейс игр «3 на 1», который включает три игры: «Путь героя», «Круг друзей» и «Хоровод эмоций» на одном игровом поле.
Комплект включает: игровое поле для игры за столом или на полу, игровые карточки, фишки и правила игр.
В мае 2021 года опыт работы творческой группы по разработке кейса настольных психологических игр был представлен на городском «Весеннем марафоне идей» для коллег, педагогов-психологов г. Перми и получил высокую оценку коллег.
В 2021 году на Всероссийском конкурсе дидактических пособий и развивающих игр для дошкольников «Играй-выигрывай!» была представлена игра «Круг друзей» из кейса «3 игры на 1 поле», творческий коллектив стал лауреатом в номинации «Лидер инноваций».
В 2022 году в Межрегиональном конкурсе методических и дидактических разработок «Детство равных возможностей» психологическая игра «Хоровод эмоций для детей 5–10 лет» получила диплом 3 степени.
В апреле 2022 года группа педагогов-психологов участвовала в XX Краевых Психологических встречах психологов Пермского края в Кунгуре «Вирус Пси», где представила игры из кейса «3 игры на 1 поле». Игры были апробированы в работе с взрослыми (20 человек). Коллеги оценили содержание игр и рекомендовали представить игры на всероссийском уровне.
В сентябре 2022 года на кейс настольных психологических игр «3 игры на 1 поле» дана положительная рецензия З.Л. Венковой старшим преподавателем АНО ДПО «Карьера и образование», кандидатом педагогических наук.
Итоговый вариант «Кейс авторских прихологических игр для детей 5–10 лет» был представлен на X региональной Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций для педагогов г. Перми и Пермского края в 2022 году. Педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений имели возможность прибрести кейс психологических игр для работы с детьми.
В течение 2023 года творческая группа педагогов-психологов получала отзывы и дополнения коллег, в описание игр и правила игр внесены дополнения и поправки с учетом практического применения в учреждениях города Перми. По решению методического объединения педагогов-психологов ДОУ Мотовилихинского района г. Перми в сентябре 2023 года «Кейс настольных/напольных психологических игр «3 игры на 1 поле» был рекомендован для включения в коррекционно-развивающую работу по формированию коммуникативных навыков для детей старшего дошкольного возраста.
Результаты работы
Таким образом, созданный нами кейс игр является эффективным условием для взаимодействия сверстников и взрослых.
Игры, предложенные в кейсе, способствуют:
- формированию схемы тела, позитивному отношению к продукту своего труда и творчества, принятию границ своей личности и воспитанию уважения к границам другого человека, развитию способности преодолевать препятствия и радоваться за других;
- развитию эмоционально-волевой сферы ребенка;
- развитию коммуникативных умений.
Предложенные игры можно использовать в детском саду, в семье, в группах продленного дня и в детских клубах.
"Хоровод эмоций"
Игра с педагогами
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте