Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2023 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Литературная гостиная. Читая К.Д. Ушинского» (коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для детей с нарушением слуха)

Авторы:

Организация: МБОУ «СШ №6» г. Норильск

Актуальность

На протяжении нескольких лет в нашей школе (МБОУ «СШ №6») города Норильска существует региональная инновационная площадка «ВМЕСТЕ МЫ УСПЕШНЫ!» по развитию единой, доступной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Инновационная деятельность в системе инклюзивного образования педагогическим коллективом нашей школы осуществляется в двух основных формах: через реализацию практико-ориентированных проектов и авторских программ различной направленности. С одним из проектов и программой хотим вас познакомить.

2023 год объявлен годом педагога и наставника в Российской Федерации, также в этом году отмечается 200-летие со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. В связи с чем, мы посвятили наш проект знакомству с творчеством русского писателя К.Д. Ушинского для детей с нарушением слуха.

Основное содержание работы

Новизна нашего подхода заключается в практической направленности проекта, что очень важно при планировании психолого-педагогической работы для детей с нарушением слуха.

В рамках проекта обучающиеся познакомились с произведениями К.Д. Ушинского через различные виды деятельности:

  • чтение произведения взрослым;
  • театрализацию;
  • просмотр мультфильмов;
  • рисование;
  • игровые технологии.

Такая интегрированная работа, через применение различных форм деятельности, позволяет эффективно организовать коррекционно-развивающую среду по развитию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха. С целью организованного коррекционно-развивающего процесса была составлена коррекционно-развивающая программа. Вся проводимая деятельность по программе, направленна на наполнение всех форм работы с детьми наглядностью разных форматов.  Так же в работе со слабослышащими важно учитывать, чтобы развивающая среда была основана на разных ведущих каналах восприятия:

  • аудиальном, визуальном, кинестетическом, но с опорой на ведущий канал.

Большое значение в программе уделяется театральной деятельности, где дети становятся действующими лицами театральной постановки, это активное включение в процесс, позволяет им стать героями рассказов и почувствовать их настроение, характер и желания своих героев.

В проекте используются четыре рассказа: «Четыре желания», «Как рубашка в поле выросла», «Умей обождать», «Играющие собаки». В этих рассказах К.Д. Ушинский учит любознательности, осознанию своих желаний, трудолюбию, общению, что является несомненно важным компонентом психолого-педагогической работы с детьми в рамках проводимой деятельности.

Цель проекта: развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха со сверстниками и педагогами, через использования арт-терапевтических методов и посредством знакомства с поучительными произведениями русской литературы с приемами театрализации.

В проект входят:

  1. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Литературная гостиная. Читая К.Д. Ушинского».
  2. Авторское художественное чтение произведений педагогом с титрами, записанное в видеоформате.
  3. Авторские мультфильмы (видео) с сурдопереводом.
  4. Игровые технологии.
  5. Элементы арт-терапии.
  6. Театральная деятельность обучающихся.

Результаты

1. Реализуемый проект помог вызвать у детей интерес к знакомству с рассказами К.Д. Ушинского, что выражалось в активном участии детей в следующих формах деятельности:

  • рисованием иллюстраций к рассказам;
  • созданием декораций к спектаклям;
  • участием детей в театральных постановках.

2. Совместное участие детей в творческих заданиях (рисование, театрализация, игровая деятельность) способствовало развитию у них коммуникативных компетенций.

3. Диагностические результаты, полученные в ходе мониторинговых мероприятий, свидетельствуют о том, что разработанная программа на основе использования театрализации и видеоконтента, способствует развитию у участников коммуникативных навыков.

4. Преимуществом в ходе реализации проекта стали:

  • созданные авторские мультфильмы к рассказам: «Четыре желания», «Как рубашка в поле выросла», «Умей обождать», «Играющие собаки»;
  • выразительное авторское чтение педагогом произведений К.Д.Ушинского, записанное в видеоформате.

Используемый видеоконтент является эффективным инструментом при работе с детьми с нарушением слуха, так как облегчает восприятие материала у детей.

5. Педагоги проекта приняли участие во Всероссийской акции общероссийского профсоюза образования «Читаем Ушинского».

6. Решением Экспертного совета Конкурса от 7 декабря 2023 года авторы программы «Литературная гостиная. Читая К.Д. Ушинского» Мазуренко Т.Б., Мартынова О.В. и Горячева А.А. стали победителями «Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2023», в номинации «Программы коррекционно-развивающей работы». Программе  присвоен  гриф  общероссийской общественной организации «Рекомендовано Общероссийской общественной организацией «Федерация  психологов образования России» для реализации в образовательных организациях; центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения; организациях, реализующих мероприятия индивидуальной программы реабилитации или абилитации детей-инвалидов; организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Чтение произведения «Играющие собаки»

Мультфильм к рассказу «Умей обождать» с сурдопереводом

Мультфильм по рассказу «Как рубашка в поле выросла»

Читаем Ушинского

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе