«Литературная гостиная. Читая К.Д. Ушинского» (коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для детей с нарушением слуха)
Организация: МБОУ «СШ №6» г. Норильск
Актуальность
На протяжении нескольких лет в нашей школе (МБОУ «СШ №6») города Норильска существует региональная инновационная площадка «ВМЕСТЕ МЫ УСПЕШНЫ!» по развитию единой, доступной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Инновационная деятельность в системе инклюзивного образования педагогическим коллективом нашей школы осуществляется в двух основных формах: через реализацию практико-ориентированных проектов и авторских программ различной направленности. С одним из проектов и программой хотим вас познакомить.
2023 год объявлен годом педагога и наставника в Российской Федерации, также в этом году отмечается 200-летие со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. В связи с чем, мы посвятили наш проект знакомству с творчеством русского писателя К.Д. Ушинского для детей с нарушением слуха.
Основное содержание работы
Новизна нашего подхода заключается в практической направленности проекта, что очень важно при планировании психолого-педагогической работы для детей с нарушением слуха.
В рамках проекта обучающиеся познакомились с произведениями К.Д. Ушинского через различные виды деятельности:
- чтение произведения взрослым;
- театрализацию;
- просмотр мультфильмов;
- рисование;
- игровые технологии.
Такая интегрированная работа, через применение различных форм деятельности, позволяет эффективно организовать коррекционно-развивающую среду по развитию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха. С целью организованного коррекционно-развивающего процесса была составлена коррекционно-развивающая программа. Вся проводимая деятельность по программе, направленна на наполнение всех форм работы с детьми наглядностью разных форматов. Так же в работе со слабослышащими важно учитывать, чтобы развивающая среда была основана на разных ведущих каналах восприятия:
- аудиальном, визуальном, кинестетическом, но с опорой на ведущий канал.
Большое значение в программе уделяется театральной деятельности, где дети становятся действующими лицами театральной постановки, это активное включение в процесс, позволяет им стать героями рассказов и почувствовать их настроение, характер и желания своих героев.
В проекте используются четыре рассказа: «Четыре желания», «Как рубашка в поле выросла», «Умей обождать», «Играющие собаки». В этих рассказах К.Д. Ушинский учит любознательности, осознанию своих желаний, трудолюбию, общению, что является несомненно важным компонентом психолого-педагогической работы с детьми в рамках проводимой деятельности.
Цель проекта: развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха со сверстниками и педагогами, через использования арт-терапевтических методов и посредством знакомства с поучительными произведениями русской литературы с приемами театрализации.
В проект входят:
- Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Литературная гостиная. Читая К.Д. Ушинского».
- Авторское художественное чтение произведений педагогом с титрами, записанное в видеоформате.
- Авторские мультфильмы (видео) с сурдопереводом.
- Игровые технологии.
- Элементы арт-терапии.
- Театральная деятельность обучающихся.
Результаты
1. Реализуемый проект помог вызвать у детей интерес к знакомству с рассказами К.Д. Ушинского, что выражалось в активном участии детей в следующих формах деятельности:
- рисованием иллюстраций к рассказам;
- созданием декораций к спектаклям;
- участием детей в театральных постановках.
2. Совместное участие детей в творческих заданиях (рисование, театрализация, игровая деятельность) способствовало развитию у них коммуникативных компетенций.
3. Диагностические результаты, полученные в ходе мониторинговых мероприятий, свидетельствуют о том, что разработанная программа на основе использования театрализации и видеоконтента, способствует развитию у участников коммуникативных навыков.
4. Преимуществом в ходе реализации проекта стали:
- созданные авторские мультфильмы к рассказам: «Четыре желания», «Как рубашка в поле выросла», «Умей обождать», «Играющие собаки»;
- выразительное авторское чтение педагогом произведений К.Д.Ушинского, записанное в видеоформате.
Используемый видеоконтент является эффективным инструментом при работе с детьми с нарушением слуха, так как облегчает восприятие материала у детей.
5. Педагоги проекта приняли участие во Всероссийской акции общероссийского профсоюза образования «Читаем Ушинского».
6. Решением Экспертного совета Конкурса от 7 декабря 2023 года авторы программы «Литературная гостиная. Читая К.Д. Ушинского» Мазуренко Т.Б., Мартынова О.В. и Горячева А.А. стали победителями «Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2023», в номинации «Программы коррекционно-развивающей работы». Программе присвоен гриф общероссийской общественной организации «Рекомендовано Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» для реализации в образовательных организациях; центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения; организациях, реализующих мероприятия индивидуальной программы реабилитации или абилитации детей-инвалидов; организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Чтение произведения «Играющие собаки»
Мультфильм к рассказу «Умей обождать» с сурдопереводом
Мультфильм по рассказу «Как рубашка в поле выросла»
Читаем Ушинского
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте