- Сайфина Алия Асхадовна
педагог-психолог, ФГБОУ ВДЦ "Орленок", учебно-методический центр (с. Дефановка, Туапсинский район, Краснодарский край)
- Краева Ольга Николаевна
заведующий социально - психологической службой, ФГБОУ "ВДЦ "Орленок" (Нижний Новгород)
- Михеева Светлана Васильевна
педагог-психолог, преподаватель ГАПОУ СО «Северный педагогический колледж», член Федерации психологов образования России, ФГБОУ ВДЦ "Орлёнок" (Туапсе)
Организация: ФГБОУ ВДЦ "Орлёнок"
Дети с ОВЗ обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормативно развивающиеся сверстники даже при относительно благоприятном онтогенезе (легкая степень выраженности дефекта, относительно сохранные высшие психические функции и эмоционально-волевая регуляция). Эти дети имеют, как правило, очень ограниченный опыт взаимодействия с другими сверстниками и взрослыми или не имеют его совсем, их круг общения и возможности для самореализации ограничены, а уровень социализированности снижен. Проводником в «большой мир» может быть сфера дополнительного образования, а дополнительное образование детей с ОВЗ в условиях детского оздоровительного лагеря рассматривается как приоритетное направление современной политики в сфере образования в Российской Федерации.
Детям с ОВЗ требуется не только адаптированная дополнительная общеразвивающая программа, но и психолого-педагогическая поддержка в процессе освоения программы. Поэтому программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является неотъемлемой частью системы дополнительного образования.
Такая программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского лагеря была реализована на базе детского лагеря «Стремительный» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» в период 7-27.09.2022 года. Участниками программы стали 98 подростков, среди которых был 21 подросток с ОВЗ (3 тотально слепых ребенка, 2 слабовидящих ребёнка, 1 глухой ребенок, 5 слабослышащих детей, 4 ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 6 детей с умственной отсталостью).
Цель психолого-педагогического сопровождения — оказание психолого-педагогической поддержки и помощи всем участникам образовательно-оздоровительного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- способствовать созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности всех субъектов оздоровительно-образовательного процесса и обеспечивающей психологические условия для охраны и улучшения их психологического здоровья и развития личности;
- содействовать педагогическому коллективу и временным детским объединениям в гармонизации социально-психологического климата;
- проводить психолого-педагогический анализ социальной ситуации развития в детском лагере, выявлять основные проблемы и определять причины их возникновения, пути и средства их разрешения;
- оказывать помощь в повышении уровня психологической компетентности педагогического коллектива.
Основными направлениями организации психолого-педагогического сопровождения являлись: диагностическая, профилактическая, развивающая, консультативная, методическая и экспертно-оценочная деятельность.
Программа получила положительное экспертное заключение Ивановой Е.М. (к.пс.н., доцент кафедры клинической психологии факультета клинической психологии и социальной работы ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова) и рекомендована к тиражированию.