- Жукова-Афанасьева Елена Валериевна
учредитель, частная коррекционная школа «Русская Цапля», (Санкт-Петербург)
Организация: ООО "Русская Цапля"
Данная методика направлена на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с легкими интеллектуальными нарушениями: синдромом Дауна, ДЦП), РАС, с детьми с СДВГ, ЗПР и ЗРР, ОНР, ТНР в возрасте от 6 до 12 лет. Большинство этих детей не могут обучаться в обычной школе, или родители не готовы отдавать ребенка в коррекционную, поэтому, находясь на семейном или домашнем обучении, они становятся изолированными от детского общества вместе со своими родителями.
Программа создавалась, адаптировалась и корректировалась на базе частной коррекционной школы Санкт-Петербурга «Русская Цапля» с 2020 года по настоящее время.
Актуальность методики:
- оказание системной психологической помощи этим детям;
- создание условий для понимания и принятия ребенком себя и других;
- повышение уверенности в себе;
- формирование навыков коммуникации и решения конфликтов;
- социализация каждого ребенка.
Дополнительная задача — нестандартная форма помощи в освоении текущей учебной программы ребенком (вне зависимости от вида обучения) за счет коррекции и развития интеллектуальной сферы, а именно всех процессов внимания и некоторых операций мышления (из-за нарушений развития, например, у детей с легкими интеллектуальными нарушениями не формируется логическое, абстрактное, дивергентное, пространственное мышление).
Основное содержание
Методика включает в себя коррекционно-развивающую работу одновременно в двух направлениях: эмоционально-поведенческом и интеллектуальном. Продолжительность программы от 7 месяцев до 2 лет.
Проводится на основе игры по острову «Русская Цапля». Все сопричастные к этой идеи люди (родители детей, сотрудники, родственники авторов) внесли свой вклад в создание тех или иных элементов методики.
Методика «Расправь свои крылья» — это игра длиною в несколько лет.
Создана философия острова «Русская Цапля»:
- остров и карта к нему;
- персонаж острова (Руся Цапелькин) как проекция для каждого ребенка его достижений и преодолений своих ограничений через путешествие по острову;
- письменность со своим алфавитом и специальные визуальные дневники с разноцветными наклейками – названием учебных предметов (для детей, которые не могут научится читать или писать), специальные тетради для формирования границ текста;
- система достижительной мотивации: система баллов для учета достижений ребенка, мотиваторы для детей и родителей, авторские кубки, которые вручаются в конце учебного года;
- авторские учебники и рабочие тетради по эмоционально-поведенческому блоку с иллюстрациями;
- авторский учебник по развитию мышления с иллюстрациями и дополнительным сенсорным материалом;
- презентации по развитию внимания на основе школьной программы по окружающему миру для ее усвоения.
Интеллектуальный блок делится на 2 уровня
- Коррекция и развитие мышления у детей с легкими интеллектуальными нарушениями: анализ-синтез, сравнение-обобщение.
- Коррекция и развитие внимания у детей с ЗПР, ЗРР, СДВГ, РАС: включаемость в работу, концентрация, объем внимания, переключаемость.
Эмоционально-поведенческий блок делится на 2 уровня
- Первый год занятий по программе «Учение без мучения» направлен на снижение тревожности, эмоционального напряжения, коррекцию самооценки, формирование навыков самоконтроля и коммуникации.
- Второй год занятий по программе «Остров» направлен на формирование и развитие навыков группового взаимодействия.
Изначально методика проводилась со школьниками начальных классов с низким уровнем учебной мотивации в группах, индивидуально офлайн и онлайн. Но максимальные результаты показала в работе именно с детьми с ОВЗ.
Результаты, выводы
За время применения данную методику прошли более 150 детей. До начала и после завершения проводится входящая, промежуточная и исходящая диагностика на основе методики Л.А. Ясюковой. По результатам прохождения методики в 2021-22 уч. году у детей наблюдаются следующие изменения:
- 100% показатели повышения учебной мотивации и улучшение показателей волевых качеств.
- Улучшение показателей развития внимания на 21%.
- Улучшение показателей развития мышления на 76%.
- Снизился уровень тревожности и утомляемости у всех детей, прошедших занятия по нашей методике.
Социальная значимость психологической работы с детьми с ОВЗ одна из самых острых и актуальных на сегодняшний день как в нашей стране, так и в мире.