«Основы психосексуального развития человека» (учебно-методическое пособие)
Актуальность, научная и практическая значимость
Психосексуальное развитие – один из аспектов онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим развитием организма, особенно с половым созреванием и дальнейшим изменением половой функции. Этот комплексный процесс протекает при взаимодействии биологических факторов и воспитания в определенной социальной среде. Психосексуальное развитие человека начинается с момента планирования, зачатия ребенка, первых месяцев жизни. Оно охватывает двадцатипятилетний жизненный промежуток, а его окончание знаменует вступление в период зрелой сексуальности. В процессе психосексуального развития формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации.
Психосексуальное развитие индивида зависит от многих социальных факторов: норм половой морали, модели полового воспитания, возраста и типичных форм раннего сексуального экспериментирования, нормативного определения супружеских ролей, структуры деятельности индивида, его взаимоотношений со значимыми другими и так далее.
В настоящее время существуют болезненные разногласия в том, как следует обращаться с проблемой секса, психосексуального развития и полового воспитания человека. Эти вопросы стали предметом острой политической борьбы, интенсивных научных исследований и мощными средствами пропаганды. Средства массовой информации часто используют тему сексуальности для увеличения сбыта товаров, что создает дополнительный ажиотаж и навязывает чуждые стереотипы поведения. Отсутствие у большинства населения элементарных знаний о природе психосексуальности человека, низкий уровень культуры семейного воспитания в области психосексуального развития, неспособность взрослых общаться на «острые» темы актуализируют указанную проблему. Поэтому в настоящее время растет потребность в специалистах, способных корректно проконсультировать супружеские пары относительно их психосексуальных проблем, дать адекватную информацию родителям по вопросам психосексуального развития и полового воспитания детей, развеять мифы, связанные с психосексуальной сферой.
На сегодняшний день практически отсутствует литература, в которой отражен целостный подход к изложению комплекса проблем, связанных с освещением особенностей психосексуального развития подрастающего поколения, его полового воспитания. В этом заключается принципиальное отличие данного пособия от аналогичных.
Главной целью пособия «Основы психосексуального развития человека» является формирование представлений о сексуальности, основных концепциях, раскрывающих динамику психосексуального развития и полового воспитания человека в зарубежной и отечественной науке.
Задачи
- ознакомить студентов с основными историческими и современными подходами к изучению сексуальности;
- сформировать представления о закономерностях психосексуального развития в онтогенезе;
- углубить представления о факторах, влияющих на психосексуальное развитие;
- ознакомить с основными диагностическими методиками выявления отклонений в психосексуальном развитии;
- содействовать формированию индивидуальной научно обоснованной точки зрения по вопросам пола и полового воспитания.
Основное содержание работы
В данном пособии предпринята попытка представить проблемные вопросы и задания для выполнения студентами, которые помогут понять природу психосексуальности человека, а также выработать здоровое отношение к вопросам секса и сформировать адекватную установку на психосексуальное развитие и половое воспитание подрастающего поколения.
Пособие содержит учебную программу по курсу «Основы психосексуального развития человека»; конспекты лекций; тематику и планы семинарских занятий; формы организации самостоятельной работы и контроля; тематику рефератов, творческих заданий; список учебно-методических материалов к курсу и т.п.
Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям педагогики, психологии. Представленными материалами могут воспользоваться и преподаватели в ходе проблемного изложения лекций, так или иначе связанных с вопросами психосексуальности и полового воспитания («Основы психосексуального развития человека», «Половое воспитание», «Сексология» и др.). В то же время пособие представляет интерес для широкой аудитории читателей: молодежи, людей зрелого возраста, и особенно родителей, планирующих рождение или уже воспитывающих детей.
Результаты, выводы
Учебно-методическое пособие «Основы психосексуального развития человека» дополняет исследовательский аппарат таких учебных дисциплин, как психология развития и возрастная психология, педагогика, теория и методика воспитания и др.
В учебном пособии представлена программа реализации новых гуманистических подходов к содержанию данного предмета, направленных на формирование профессиональной компетентности будущего психолога.
Установлено, что по окончанию изучения пособия студенты овладевают знаниями:
- об основных исторических и культурологических подходах к изучению сексуальности; основных современных подходах к психосексуальности и половому воспитанию;
- об этапах соматосексуального и психосексуального развития человека; основных составляющих сексуального поведения человека;
- об основных факторах, влияющих на психосексуальное развитие человека;
- о нарушениях соматосексуального и психосексуального развития человека;
- о сексуальных расстройствах и методах их лечения;
- о проектах полового воспитания школьников за рубежом и в России.
Выполнение творческих заданий, представленных в пособии, способствует формированию практических навыков работы в вопросах планирования семьи; полового воспитания.
Учебно-методическое пособие «Основы психосексуального развития человека» рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050701 – педагогика, 050706 – педагогика и психология, 050711 – социальная педагогика.
Филатова-Сафронова Маргарита Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и психофизиологии Института экономики, управления и права (г. Казань). Сфера научных интересов: психология отношений, феноменология психосексуальных отношений, психология здоровья.