- Филатова-Сафронова Маргарита Александровна
кандидат психологических наук, клинический психолог, доцент Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), председатель регионального отделения МОО «Лига преподавателей высшей школы» Республики Татарстан, эксперт Лиги преподавателей высшей школы, заведующая лабораторией «Технологии инклюзивного образования» в реализации проекта «Человек экологичный», (Казань)
Актуальность, научная и практическая значимость
Психосексуальное развитие – один из аспектов онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим развитием организма, особенно с половым созреванием и дальнейшим изменением половой функции. Этот комплексный процесс протекает при взаимодействии биологических факторов и воспитания в определенной социальной среде. Психосексуальное развитие человека начинается с момента планирования, зачатия ребенка, первых месяцев жизни. Оно охватывает двадцатипятилетний жизненный промежуток, а его окончание знаменует вступление в период зрелой сексуальности. В процессе психосексуального развития формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации.
Психосексуальное развитие индивида зависит от многих социальных факторов: норм половой морали, модели полового воспитания, возраста и типичных форм раннего сексуального экспериментирования, нормативного определения супружеских ролей, структуры деятельности индивида, его взаимоотношений со значимыми другими и так далее.
В настоящее время существуют болезненные разногласия в том, как следует обращаться с проблемой секса, психосексуального развития и полового воспитания человека. Эти вопросы стали предметом острой политической борьбы, интенсивных научных исследований и мощными средствами пропаганды. Средства массовой информации часто используют тему сексуальности для увеличения сбыта товаров, что создает дополнительный ажиотаж и навязывает чуждые стереотипы поведения. Отсутствие у большинства населения элементарных знаний о природе психосексуальности человека, низкий уровень культуры семейного воспитания в области психосексуального развития, неспособность взрослых общаться на «острые» темы актуализируют указанную проблему. Поэтому в настоящее время растет потребность в специалистах, способных корректно проконсультировать супружеские пары относительно их психосексуальных проблем, дать адекватную информацию родителям по вопросам психосексуального развития и полового воспитания детей, развеять мифы, связанные с психосексуальной сферой.
На сегодняшний день практически отсутствует литература, в которой отражен целостный подход к изложению комплекса проблем, связанных с освещением особенностей психосексуального развития подрастающего поколения, его полового воспитания. В этом заключается принципиальное отличие данного пособия от аналогичных.
Главной целью пособия «Основы психосексуального развития человека» является формирование представлений о сексуальности, основных концепциях, раскрывающих динамику психосексуального развития и полового воспитания человека в зарубежной и отечественной науке.
Задачи
- ознакомить студентов с основными историческими и современными подходами к изучению сексуальности;
- сформировать представления о закономерностях психосексуального развития в онтогенезе;
- углубить представления о факторах, влияющих на психосексуальное развитие;
- ознакомить с основными диагностическими методиками выявления отклонений в психосексуальном развитии;
- содействовать формированию индивидуальной научно обоснованной точки зрения по вопросам пола и полового воспитания.
Основное содержание работы
В данном пособии предпринята попытка представить проблемные вопросы и задания для выполнения студентами, которые помогут понять природу психосексуальности человека, а также выработать здоровое отношение к вопросам секса и сформировать адекватную установку на психосексуальное развитие и половое воспитание подрастающего поколения.
Пособие содержит учебную программу по курсу «Основы психосексуального развития человека»; конспекты лекций; тематику и планы семинарских занятий; формы организации самостоятельной работы и контроля; тематику рефератов, творческих заданий; список учебно-методических материалов к курсу и т.п.
Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям педагогики, психологии. Представленными материалами могут воспользоваться и преподаватели в ходе проблемного изложения лекций, так или иначе связанных с вопросами психосексуальности и полового воспитания («Основы психосексуального развития человека», «Половое воспитание», «Сексология» и др.). В то же время пособие представляет интерес для широкой аудитории читателей: молодежи, людей зрелого возраста, и особенно родителей, планирующих рождение или уже воспитывающих детей.
Результаты, выводы
Учебно-методическое пособие «Основы психосексуального развития человека» дополняет исследовательский аппарат таких учебных дисциплин, как психология развития и возрастная психология, педагогика, теория и методика воспитания и др.
В учебном пособии представлена программа реализации новых гуманистических подходов к содержанию данного предмета, направленных на формирование профессиональной компетентности будущего психолога.
Установлено, что по окончанию изучения пособия студенты овладевают знаниями:
- об основных исторических и культурологических подходах к изучению сексуальности; основных современных подходах к психосексуальности и половому воспитанию;
- об этапах соматосексуального и психосексуального развития человека; основных составляющих сексуального поведения человека;
- об основных факторах, влияющих на психосексуальное развитие человека;
- о нарушениях соматосексуального и психосексуального развития человека;
- о сексуальных расстройствах и методах их лечения;
- о проектах полового воспитания школьников за рубежом и в России.
Выполнение творческих заданий, представленных в пособии, способствует формированию практических навыков работы в вопросах планирования семьи; полового воспитания.
Учебно-методическое пособие «Основы психосексуального развития человека» рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050701 – педагогика, 050706 – педагогика и психология, 050711 – социальная педагогика.