«Дружба против... себя» (методический сборник)
Организация: ФГБОУ ВДЦ "Орлёнок"
Сборник — это результат обобщения опыта практической работы педагогов-психологов «Орлёнка» за последние несколько лет, в связи с тем, что поначалу фиксируемые единичные случаи self-harm стали встречаться все чаще, и практически ежесменно с 2020 года на сопровождении у педагогов-психологов находятся от одного до нескольких подростков с такой формой поведения.
Сборник поможет составить представление о признаках самоповреждающего поведения у подростков и о возможных действиях, которые могут быть предприняты специалистами детского лагеря (педагогами–психологами, социальными педагогами, медицинскими работниками, отрядными педагогами, администрацией) в рамках конкретных компетенций каждого с целью минимизации негативных последствий для воспитанников.
Структура сборника:
- Обзор отечественного и зарубежного опыта по изучению проблем самоповреждающего поведения. В данном разделе представлены: взгляды ученых на феномен, определение, симптомы, частота и распространённость самоповреждающего поведения у подростков; способы нанесения самоповреждений.
- Описание особенностей самоповреждающего поведения подростков во временном детском коллективе («портрет ребенка). Здесь представлены анализ обращений подростков в социально–психологическую службу ВДЦ «Орлёнок», связанных с самоповреждающим поведением в период с 2017 по 2021 год; описание обобщенного психологического портрета такого подростка; комплекс внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование данного типа поведения.
- Диагностика и методы психолого-педагогической работы с подростками, склонными к самоповреждающему поведению. Здесь представлены: психолого-педагогический инструментарий для выявления подростков с самоповреждающим поведением; информация о тактике психолого-педагогического сопровождения таких подростков в детском лагере.
- Комплекс психолого-медико-педагогических мероприятий в условиях временного детского коллектива, направленный на снижение риска возникновения и закрепления самоповреждающего поведения у подростков. Здесь представлены: алгоритм действий по сохранению психологической безопасности подростка в детском лагере; алгоритм взаимодействия специалистов и руководителей отделов и служб «Орлёнка по сопровождению детей с самоповреждающим поведением.
Сборник получил положительные отзывы рецензентов: Макаревской Ю.Э. (к.пс.н., декан социально-педагогического факультета ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет») и Сакович Н.А. (член Белорусской Ассоциации врачей и психотерапевтов, действительный член Российской Ассоциации Арт-терапии, член президиума Сообщества сказкотерапевтов, член и супервизор Ассоциации песочной терапии). Решением методического совета «Обобщение опыта педагогической деятельности ВДЦ «Орлёнок»: актуальность, проблемы, пути решения» от 25.12.2022 г. рекомендован для распространения в специализированных изданиях и профильных ВУЗах.
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте