Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2022 года
Все проекты номинации в 2022 году>
Реферат проекта

«Набор метафорических ассоциативных карт "Оживляющая рука"» (проективный инструмент психолого-педагогической работы с подростками)

Автор:

Организация: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 5"

Актуальность темы

Профилактика социальной дезадаптации детей и подростков относится к числу важнейших задач государства. Особую актуальность эта проблема приобретает на современном этапе развития общества, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях. Необходимой задачей в этом процессе выступает нейтрализация отрицательной и формирование положительной направленности личности, формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду. В подростковом возрасте подросток обособляется, учится быть самостоятельным и ищет новые  формы взаимоотношений с другими людьми. Трудности нахождения этих форм, в свою очередь, также отражаются и проявляются в переживании чувства одиночества.

Набор  метафорических ассоциативных карт «Оживляющая рука» способствует анализу межличностных отношений и определению основных затруднений во взаимодействии с другими людьми. Идея предлагаемого набора — выявить факторы и разрушающие способы реагирования подростков на одиночество с целью преодоления негативных установок и поведенческих паттернов.

В метафорическом наборе обозначено несколько тем:

  • одиночество;
  • эмоциональная нестабильность;
  • поиск ресурсов.

В наборе метафорических ассоциативных карт «Оживляющая рука» представлен специализированный стимульный материал, побуждающий подростков переосмыслить отношение к состоянию одиночества и найти психологическую опору в себе при отсутствии значимого для него общения. В процессе групповой работы с МАК «Оживляющая рука» удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. 

В результате участник научится:  

  • учитывать разные мнения, координации различных позиций в сотрудничестве;
  • планировать общие способы работы, работать в группе;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;  
  • основам коммуникативной рефлексии, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;  
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Основное содержание работы

Формирование осознанного отношения к процессу самопознания. Укрепление эмоциональной стабильности, положительного восприятия образа "Я", в том числе через народную мудрость, пословицы и поговорки, сказки. Понимание друг друга без слов с помощью рисунков, через педагогическое общение с демонстрацией произведений искусства, интеграции таких методов, как арт-терапия, сказкотерапия, музыка-терапия.

Результаты, выводы

Данный психологический инструмент рассчитан как на взрослую аудиторию (педагоги, психологи, студенты), так и для работы с подростками. 

Представленные упражнения используются в практической работе. Возможно использовать в работе педагога-психолога в условиях комнаты психологической разгрузки с педагогами, как индивидуально, так и в групповой форме, объединяя знания отечественных научных школ и опыт психолого-педагогической практики в России.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег

За проект проголосовали 25 читателей
  • Прекрасный инструмент для работы с подростками! Решение подростковых вопросов без очевидного внедрения в его поле

  • МАК карты хорошо раскрывают ассоциации с какими-то ситуациями, проблемами. Подросткам интересно работать с МАК картами.

  • Работаю в школе педагогом-психологом, активно использую МАК. Думаю, что мой арсенал пополнится еще одним набором. То, что надо в работе с детьми и подростками, а также с педагогами для поиска своего внутреннего ресурса и баланса.

  • Проект очень актуален для современных школьников

  • Очень интересный продукт, может быть применён и для работы с подростками и для личного использования.

  • Светлана Валериевна умничка! Очень помогла мне направить сына в нужном направлении! Переходный возраст пройден успешно! Ребенок научился проговаривать вслух все тревожные для него моменты.

  • МАК -проективная методика, которая помогает лучше узнать как самого себя, так и других. Скорректировать психологическое состояние. Найти ресурсы как внешние, так и внутренние. Думаю, что МАК "Оживляющая рука" будут очень полезны для работы практикующих психологов!

  • Данную методику МАК возможно использовать в работе школьного психолога (для индивидуальной психокоррекции и развития навыков общения у подростков, анализа ситуации со стороны и др.)

  • инструменты для работы с подростками всегда востребованы, а метафорические ассоциативные карты не только интересный, но и глубокий, содержательный и разнопрофильный инструмент для психолога

  • Материалы заслуживают отдельного внимания. Отличная подборка!!!

  • Очень интересный проект, который очень поможет в работе с детьми подростками.

  • Очень интересный проект

  • В последнее время на российском рынке появилось очень много колод МАК. Часто трудно сделать выбор в пользу того или иного пособия. Рефлексии и самоанализа, приводящей к осознанию собственного Я, к осмыслению и переживанию внутренней жизни личности и ее взаимодействия с внешними миром. Это дает в руки человека мощные ключи к изменениям своей жизни в лучшую сторону.

  • Кушпелева Елена
    12.03.2024 в 22:08:44

    *Методика МАК "ОЖИВЛЯЮЩАЯ РУКА" (Автор Харченко Светлана) удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений

  • Спасибо большое за интересную подачу полезной информации.

  • Информативный метод

  • Познавательная, информация для работы с подростками!

  • проект интересный, заслуживает внимание. можно использовать для работы с подростками

  • Актуальная тема. В практике вызывает интерес у подростков и взрослых, снимает сопротивление и открывает ресурсы. Замечательный инструментарий для работы

  • Колода метафорических карт, как инструмент взаимодействия с своим внутренним миром и трансляции его на внешний план для объективного анализа может стать отличным подспорьем для работы психолога с клиентом.

  • Набор карт помог мне лично разобраться в причинах поведения подростков. Инструмент актуален и полезен в работе педагога.

  • По моему мнению,набор метафорических ассоциативных карт "Оживляющая рука", разработанный замечательным и уникальным профессионалом своего дела, психологом Харченко Светланы Валериевны, является самым эффективным и современным психологическим инструментом в работе психолога. Светлана Валериевна, спасибо за Ваш труд!

  • Считаю, что эта проективная психологическая методика позволяет лучше узнать самого себя и скорректировать психологическое состояние.

  • Светлана-отличный психолог, большой профессионал! Ее карты очень верный и точный материал для диагностики и дальнейшей работы. Сама наблюдала как помогают, мотивируют, дают подсказки!

  • Участвовала в тренинге с этими картами и была приятно удивлена как четко они попадают в состояние

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе