- Харченко Светлана Валериевна
Педагог-психолог., МАОУ "СОШ№5" https://sch5satka.educhel.ru/collective/pedagogical_collective/view/79934, (Сатка)
Организация: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 5"
Актуальность темы
Профилактика социальной дезадаптации детей и подростков относится к числу важнейших задач государства. Особую актуальность эта проблема приобретает на современном этапе развития общества, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях. Необходимой задачей в этом процессе выступает нейтрализация отрицательной и формирование положительной направленности личности, формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду. В подростковом возрасте подросток обособляется, учится быть самостоятельным и ищет новые формы взаимоотношений с другими людьми. Трудности нахождения этих форм, в свою очередь, также отражаются и проявляются в переживании чувства одиночества.
Набор метафорических ассоциативных карт «Оживляющая рука» способствует анализу межличностных отношений и определению основных затруднений во взаимодействии с другими людьми. Идея предлагаемого набора — выявить факторы и разрушающие способы реагирования подростков на одиночество с целью преодоления негативных установок и поведенческих паттернов.
В метафорическом наборе обозначено несколько тем:
- одиночество;
- эмоциональная нестабильность;
- поиск ресурсов.
В наборе метафорических ассоциативных карт «Оживляющая рука» представлен специализированный стимульный материал, побуждающий подростков переосмыслить отношение к состоянию одиночества и найти психологическую опору в себе при отсутствии значимого для него общения. В процессе групповой работы с МАК «Оживляющая рука» удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости.
В результате участник научится:
- учитывать разные мнения, координации различных позиций в сотрудничестве;
- планировать общие способы работы, работать в группе;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Основное содержание работы
Формирование осознанного отношения к процессу самопознания. Укрепление эмоциональной стабильности, положительного восприятия образа "Я", в том числе через народную мудрость, пословицы и поговорки, сказки. Понимание друг друга без слов с помощью рисунков, через педагогическое общение с демонстрацией произведений искусства, интеграции таких методов, как арт-терапия, сказкотерапия, музыка-терапия.
Результаты, выводы
Данный психологический инструмент рассчитан как на взрослую аудиторию (педагоги, психологи, студенты), так и для работы с подростками.
Представленные упражнения используются в практической работе. Возможно использовать в работе педагога-психолога в условиях комнаты психологической разгрузки с педагогами, как индивидуально, так и в групповой форме, объединяя знания отечественных научных школ и опыт психолого-педагогической практики в России.