Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Набор метафорических ассоциативных карт "Оживляющая рука"» (проективный инструмент психолого-педагогической работы с подростками)

Автор:

Организация: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 5"

Актуальность темы

Профилактика социальной дезадаптации детей и подростков относится к числу важнейших задач государства. Особую актуальность эта проблема приобретает на современном этапе развития общества, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях. Необходимой задачей в этом процессе выступает нейтрализация отрицательной и формирование положительной направленности личности, формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду. В подростковом возрасте подросток обособляется, учится быть самостоятельным и ищет новые  формы взаимоотношений с другими людьми. Трудности нахождения этих форм, в свою очередь, также отражаются и проявляются в переживании чувства одиночества.

Набор  метафорических ассоциативных карт «Оживляющая рука» способствует анализу межличностных отношений и определению основных затруднений во взаимодействии с другими людьми. Идея предлагаемого набора — выявить факторы и разрушающие способы реагирования подростков на одиночество с целью преодоления негативных установок и поведенческих паттернов.

В метафорическом наборе обозначено несколько тем:

  • одиночество;
  • эмоциональная нестабильность;
  • поиск ресурсов.

В наборе метафорических ассоциативных карт «Оживляющая рука» представлен специализированный стимульный материал, побуждающий подростков переосмыслить отношение к состоянию одиночества и найти психологическую опору в себе при отсутствии значимого для него общения. В процессе групповой работы с МАК «Оживляющая рука» удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. 

В результате участник научится:  

  • учитывать разные мнения, координации различных позиций в сотрудничестве;
  • планировать общие способы работы, работать в группе;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;  
  • основам коммуникативной рефлексии, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;  
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Основное содержание работы

Формирование осознанного отношения к процессу самопознания. Укрепление эмоциональной стабильности, положительного восприятия образа "Я", в том числе через народную мудрость, пословицы и поговорки, сказки. Понимание друг друга без слов с помощью рисунков, через педагогическое общение с демонстрацией произведений искусства, интеграции таких методов, как арт-терапия, сказкотерапия, музыка-терапия.

Результаты, выводы

Данный психологический инструмент рассчитан как на взрослую аудиторию (педагоги, психологи, студенты), так и для работы с подростками. 

Представленные упражнения используются в практической работе. Возможно использовать в работе педагога-психолога в условиях комнаты психологической разгрузки с педагогами, как индивидуально, так и в групповой форме, объединяя знания отечественных научных школ и опыт психолого-педагогической практики в России.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе