«Разворачивая ветер» (практика психологической поддержки в рамках психолого-педагогического консультирования родителей и законных представителей)
Организация: Краевое государственное бюджетное учреждение "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения"
Практика консультирования родительского сообщества… на протяжении четырех лет Краевое государственное бюджетное учреждение «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» (далее - Учреждение) реализует проект «Служба консультирования родителей (законных представителей) по вопросам развития и образования детей в Красноярском крае» (далее - Служба). Министерством образования Красноярского края Учреждение было определено в качестве регионального координатора краевой комплексной системы оказания психолого-педагогической, методической и консультационной помощи гражданам, имеющим детей. За это время оказано огромное количество (более 50 000) консультаций. Это совершенно разные консультации: мы рассказываем родителям о возрастных особенностях развития детей, объясняем маршруты получения образовательных услуг, иногда становимся телефоном доверия, часто выезжаем в самые отдаленные уголки нашего края, чтобы дать возможность получить помощь тем, кто сам никогда не сможет приехать на консультацию хотя бы в райцентр. Чаще всего встречи эти носят одноразовый характер, когда за одну встречу нужно успеть все: установить контакт, сформулировать запрос, наметить пути решения, найти ресурсы и, что немаловажно, дать понять, что дополнительная помощь возможна. Одной из самых важных задач в этом нарастающем потоке мы понимаем смысл — не потерять в количестве каждого человека: каждого родителя и каждого стоящего за его спиной ребенка.
К нашей уже сложившейся модели консультирования мы пришли не сразу, и даже сейчас (а может, тем более сейчас) это еще неоконченный путь — путь опыта и ошибок. Немалый временной период заняло внутреннее самоопределение Службы в составе Учреждения:
- кто мы?
- чего мы хотим?
- какая мы команда?
- как рассказать родителям о нас?
- как создать удобную для родителя систему записи?
- как дать возможность получить консультацию здесь и сейчас, в моменте, когда помощь остро необходима, а не ждать очереди на прием?
- как за сотнями цифр не потерять осмысленность происходящего, не только для клиента, но и для консультанта?
- как сохранить бережность консультирования, спасающую от того, чтобы просто следовать определенному протоколу?
- как превратить систему в «персонологическую герменевтику»? (в понимании Александра Григорьевича Асмолова), где важным становится толкование и понимание, сфокусированные на персоне, её взглядах, интересах, диалоге с собой и миром, жизнью...
Ниже, мы постараемся, с помощью конкретных примеров описать модель консультирования, сформировавшуюся в нашем Учреждения, но перефразируя слова Фёдора Ефимовича Василюка, консультативный процесс «может быть полноценно описан только с помощью художественных методов, ибо содержит в себе до конца не рационализируемую динамику». Безусловно, выбрать всего лишь три истории было не просто, на наш взгляд, именно они отражают основную суть и специфику, того что случилось в нашей практике за эти четыре года.
Четыре года, нет, мы не останавливаемся, уже одобрена заявка на участие в проекте в следующем году. В планах дальнейшее расширение сети консультационных пунктов, привлечение специалистов из смежных областей и организаций (именно тех, кого не хватало, исходя из анализа каждого года), качественная проработка нашей модели, модели, представляющей собой однократную, чаще всего консультацию, но с обязательным условием, родитель всегда может обратиться за дополнительной помощью. Анкеты обратной связи от родителей, позволяют нам выявлять болевые точки и подсвечивают важное для принятия решений о необходимых изменениях.
В перспективе мы видим деятельность Службы как консультацию в шаговой доступности с идеей обучить как можно больше специалистов разных направлений, чтобы эта услуга стала более активно предлагаться в квалифицированном виде. Здесь, нам близко мнение, Сергея Ефимовича Падве о том, что «большинство консультантов предоставляют помощь в «точке доступности» - в зависимости от листа ожидания, однако часть клиентов хочет получить помощь в «точке необходимости», это и есть то, к чему мы идем.
- «Региональная модель консультационной помощи семьям с детьми» Л. Шаповаленко // Электронный периодический журнал «Вестник образования» pdf, 1.26 Мб
- Практика психологической поддержки в рамках психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей) "Разворачивая ветер" pdf, 913.9 Кб