«План примирения» (методика урегулирования конфликтов на взаимовыгодных условиях сторон)
Организация: Образовательный проект «ДНК Психотравмы»
«План примирения» — авторская методика, психологический инструмент для урегулирования конфликтов на взаимовыгодных условиях сторон. Сферы применения: семейное консультирование. При изучении факторов развития семейных конфликтов нами была разработана программа психологической поддержки матерей детей-инвалидов, нацеленная на предупреждение и разрешение конфликтов в семейных парах с применением коучинговых технологий. Программа апробирована, эффективность программы доказана. Алгоритмом программы является психологический инструмент «План примирения».
Актуальность темы
Семья является источником эмоциональной поддержки, любви, безопасности и защиты. Здоровые семьи приносят пользу каждому члену семьи в важных отношениях и помогают обеспечить уникальное чувство принадлежности и ценности, которое не может быть найдено в других отношениях. Но конфликт может произойти, когда члены семьи имеют различные взгляды или убеждения. Вопросы конфликта, которые не решаются мирным путем, могут привести к спорам и негодованию. Доверительное общение между партнерами является ключом к успеху супружеских отношений. Учитывая это, любой конфликт означает, что партнеры по каким-то причинам просто не могут прийти к консенсусу.
Исследования показали, что в настоящее время конфликты происходят почти в 80% семей. Оставшиеся 20% семей констатируют наличие ссор по различным поводам. Сложность современных социальных процессов, отражаясь в пространстве семьи, приводит к широкому распространению семейных конфликтов, которые нарушают привычный уклад жизнедеятельности, вызывают эмоциональную нестабильность членов семьи, мешают полноценному исполнению их социальных и семейных ролей.
В настоящее время у специалистов отмечается высокий интерес к проблеме разрешения супружеских конфликтов. Во многом это обусловлено тем, что в последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Актуальность изучения данной темы связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом конфликтности в значительной части семей. Но, на сегодняшний день наблюдается определенный дефицит методик в области исследования супружеских конфликтов.
Цель: на основании теоретического анализа факторов развития супружеских конфликтов разработать, апробировать и представить психологический инструмент для урегулирования конфликтов на взаимовыгодных условиях сторон «План примирения».
Теоретическая основа: основы психологического консультирования, лекции по общей психологии Леонтьева А.Н., техники когнитивно-поведенческой терапии, коучинговые технологии, принцип WinWin из конфликтологии, курс «ДНК Психотравмы» Киселевой Е.Н., телесно-ориентированная терапия, техники из логотерапии.
Задачи методики «План примирения»
- выяснить претензии сторон и их взаимосвязи;
- проанализировать динамику развития конфликта;
- установить причинно-следственные связи конфронтации, понять скрытые выгоды сторон;
- соотнести желаемое видение с реальностью;
- урегулировать конфликт на взаимовыгодных условиях сторон.
«План примирения» состоит из шести этапов. Первый и шестой этапы — подготовительная и заключительная сонастройки. Основная работа с клиентом выстраивается на этапах 2 — «Настоящее», 3 — «Прошлое», 4 — «Будущее» и 5 — «Новая реальность».
1 этап. Сонастройка
На этапе подготовительной сонастройки важно прояснить истинный запрос клиента, узнать его начальное видение ситуации и возможные варианты разрешения конфликта, провести стабилизацию эмоционального состояния и подготовить к работе в рамках «Плана примирения». Рекомендуется использование телесно-ориентированных практик.
2 этап. Настоящее
На этапе «Настоящее» производится анализ ситуации с помощью 4-х позиционной модели: с позиции клиента — «Я», с позиции конфликтующей стороны — «Партнер», с позиции ближайшего окружения — «Другие» и с позиции «Сторонний наблюдатель».
- Позиция «Я». Составляется список всех претензий клиента к партнеру. Затем претензии ранжируются по значимости для клиента, выбирается главная претензия для дальнейшей работы. Практика показывает, что клиенты чаще выбирают 2-3 претензии. Далее следует понять, что стоит за каждой претензией, возможно потребность в каком-то ресурсе или страх. Важно диагностировать состояние клиента на уровне эмоций, мыслей, тела и действий. Завершить работу рекомендуется ресурсирующей практикой.
- Позиция «Партнер». Аналогичную работу проводим с претензиями партнера с точки зрения клиента: составляем список претензий, ранжируем по значимости, выбираем главную, анализируем причинно-следственные связи. Необходимо узнать согласен ли клиент с претензиями партнера. Завершить работу рекомендуется ресурсирующей практикой.
Далее выявляются взаимосвязи между претензиями клиента и конфликтующей стороны. Важно понять сценарии и факторы развития семейных конфликтов, выяснить нарушения в системе представлений супругов об организации межличностного взаимодействия.
- Позиция «Другие». При анализе ситуации с позиции ближайшего окружения обсуждается с клиентом видение родственников, детей, любовников, друзей и др.
- Позиция «Сторонний наблюдатель». Взгляд на ситуацию с позиции стороннего наблюдателя должен быть нейтральным, непредвзятым. Например, как бы сняла происходящее видеокамера, или какое мнение высказала бы авторитетная личность для клиента, наставник, герой книги, знаменитость и пр. Завершить работу рекомендуется ресурсирующей практикой.
3 этап. Прошлое.
После анализа ситуации в настоящем времени следует этап «Прошлое». На этом этапе проясняем как складывались отношения клиента с партнером в прошлом, в контексте выбранных претензий. Какими были отношения в самом начале? Когда появились “первые звоночки” обсуждаемых претензий? Что являлось причиной такого поведения? Каков опыт преодоления или смирения клиента в контексте выбранных претензий. Завершить работу рекомендуется ресурсирующей практикой.
4 этап. Будущее.
На этапе «Будущее» предлагается дистанцироваться от текущей ситуации, используя практику «Я сегодня глазами Я+10лет». Цель практики: дистанцироваться и посмотреть на происходящее по-новому. Описание практики: Попробуйте перенестись на 10 лет вперед. Попробуйте посмотреть на себя и свою жизнь сегодня со стороны, с позиции «Я+10лет». Что бы вы хотели сохранить? Что бы вы хотели изменить? Что можно добавить? Что бы вы хотели убрать из своей жизни? Что бы Вы посоветовали себе из будущего? Далее рассматривается желаемое будущее для клиента. Какой он в желаемом будущем, например, через 2 года? Чем занимается, как живет, чем и кем окружен? Какой партнер в желаемом будущем? Какие они в желаемом будущем? Как взаимодействуют? Анализируется разрыв желаемого будущего с возможной реальностью. Завершить работу рекомендуется ресурсирующей практикой.
5 этап. Новая реальность.
К этапу «Новая реальность» у клиента формируются несколько гипотез разрешения сложившейся ситуации. Необходимо перечислить все возможные варианты. Выбрать, из перечисленных, варианты урегулирования конфликта по взаимовыгодным условиям. Провести практику для генерации идей и проверки выбранных гипотез. Возможные варианты: Декартовы координаты, Пирамида Дилтса, МАК, SWOT-анализ и др. Выяснить факторы взаимовыгодных условий по каждому варианту рациональным путем, подключить работу с бессознательным, телесно-ориентированные практики, логотерапию, пр. Таким образом, рассмотреть ситуацию со всех позиций и принять решение. С помощью практик планирования клиентом формируется план и определяются первые шаги к достижению поставленной цели. Варианты практик: SMART, система маленьких шагов (кайдзен), GROW и др.
6 этап. Сонастройка.
На завершающем этапе «Сонастройка» возвращаемся к изначальному запросу. Проверяем удовлетворение клиента результатом проделанной работы. Рекомендуется проверить самочувствие клиента по схеме: мысли, тело, эмоции, действия. Провести “завершающую” практику для утверждения в намерениях.
Результаты
Анализ результатов проведенной программы, сформированный посредством обратной связи и методом наблюдения, показал эффективность применения психологического инструмента «План примирения». Все участницы дали положительные отзывы о психологической программе и составили свой «План примирения». 79% участниц удалось реализовать «План примирения», 84% довольны результатом проделанной работы в формате психологической программы, 95% отметили улучшения во взаимоотношениях с мужем, 68% участниц удалось прийти к согласию с мужем по взаимовыгодным условиям. У 63% участниц было намерение разводиться с мужем до «План примирения» и 42% из них передумали после прохождения программы.
Выводы
На основании полученных результатов, нами был сделан вывод о том, что психологическая поддержка матерей детей-инвалидов, реализованная в виде регулярных занятий с применением коучинговых технологий, нацеленная на предупреждение и разрешение конфликтов в семейных парах эффективна. Таким образом, поставленные нами цель и задачи были достигнуты. Мы рекомендуем использование данного психологического инструмента для предупреждения и разрешения конфликтов в парах, в бизнес-сфере, в детско-родительских отношениях, в работе с подростками и др.
- Статья «Самоотношение матерей детей-инвалидов с разным уровнем тревожности»
- Статья «"План примирения" психологический инструмент для урегулирования конфликтов на взаимовыгодных условиях сторон»
- Статья в «Психологической газете» «Самоотношение матерей детей-инвалидов с разным уровнем тревожности»