- Иоффе Елена Викторовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
Цель лекции: раскрыть специфику становления сексуальности личности в подростковом периоде сквозь призму критического анализа мифов о подростковой сексуальности.
В качестве теоретической рамки для описания сексуальных практик выступают идеи Мишеля Фуко о роли культурных норм и смыслов в становлении и функционировании сексуальности и концепция сексуальных сценариев Дж. Гэньона и У. Саймона. В них подчеркивается, что сексуальность, помимо биологических аспектов, касается также того, какое значение на индивидуальном уровне и социальном уровне придается тем или иным межличностным и сексуальным отношениям.
Сексуальность является субъективным опытом и частью человеческой потребности как в близости, так и в приватности. В то же время сексуальность – это социальный конструкт, который легче всего понять в контексте изменчивости социальных представлений, способов поведения и идентичностей. Сексуальность формируется на уровне индивидуальных практик и культурных ценностей, и норм.
Центральной проблемой лекции выступает отсутствие диалога между старшим поколением и подростками, обеспечивающего вертикальную трансмиссию сексуальной культуры, в результате чего взрослые не участвуют в передаче младшим определенных обществом ориентиров, ценностей и значений сексуальности.
Многие родители и педагоги придерживаются мифа о том, что разговоры с подростками об их сексуальности могут оказаться преждевременными и только навредить, пробудив у них интерес к сексуальной сфере, т.к. в их представлениях сексуальное просвещение в основном сводится к информированию о технической стороне профилактики ЗППП и предохранения от нежелательной беременности.
Отказываясь от участия в сексуальной социализации подростков, значимые взрослые лишаются возможности сообщить им те ценности и взгляды на сексуальность, которые разделяют в обществе. В роли доступных информаторов оказываются сверстники и масс-медиа. К сожалению, получаемая от сверстников информация, часто является односторонней и во многом недостоверной, а в результате поиска ответов на естественные вопросы в интернете, дети нередко становятся пользователями продукции, рассчитанной на взрослых.
На уровне коллективных представлений распространены идеи о том, что современные подростки более сексуально активны из-за акселерации. Такое отношение взрослых ошибочно сексуализирует поведение подростков, осваивающих роли субъекта и объекта сексуальных отношений, приписывая им мотивы взрослой сексуальности. Такие же сигналы подрастающее поколение получает из фильмов и сериалов, представляющих подростков ведущими активную половую жизнь.
Музыкальные продукты, популярные у подростков, часто транслируют сексуально объективирующий женщин контент. Множество музыкальных клипов содержит сексуальные образы, которые сопровождаются насилием.
Реклама услуг бьюти-индустрии ориентирует девочек, девушек, женщин оценивать себя сквозь призму соответствия установленным в ней стандартам красоты. Исходом самообъективации могут быть расстройства пищевого поведения, депрессивные состояния и сексуальные дисфункции. Сексуальная объективация женщин в СМИ может быть связана с негативным отношением девочек к своей женской роли и сексуальности. Подростки мужского пола так же не все готовы следовать нормам гегемонной маскулинности.
Результаты исследований показывают, что средний возраст сексуального дебюта в целом не меняется, но для многих выступает способом обрести статус «взрослого». Ведь в современном обществе нет ничего, что полностью соответствовало бы обряду инициации девочек и мальчиков. Современная культура сфокусирована на другом полюсе взросления: окончании школы, поступлении в вуз или на работу. Подростки вынуждены создавать собственные ритуалы инициации. Самым заметным из них является начало сексуальной активности. В результате молодые люди сталкиваются со сложной сферой отношений, не являясь подготовленными к переживаниям интимности и трудностям их завершения. Кроме этого, они не обладают необходимыми знаниями и материальными средствами для того, чтобы обеспечить свою безопасность и избежать незапланированных беременностей и заболеваний, передающихся половым путем.
Формирование сексуальности у подростков связано не столько с опасностями, сколько с риском, то есть возможностями положительного или отрицательного исхода – успеха или неудачи, соответственно, взрослые могут играть направляющую роль, помогая подросткам научиться оценивать риск и вести себя осознанно. Взрослые могут помочь подросткам в развитии навыков и осведомленности, которые необходимы им для правильного выбора в этой сфере.
Однако сами взрослые нуждаются в восполнении пробела в знаниях о закономерностях психосексуального развития, меняющихся нормах сексуальных отношений и способах общения с детьми и подростками о том, как формируется такая сторона их личности, как сексуальность. СМИ и система образования могут обеспечить условия для передачи от поколения к поколению приемлемых для данного общества сексуальных норм, ценностей, поведенческих моделей, основанных на уважении к личности и гендерном равноправии, поддерживая научно обоснованные проекты сексуального просвещения.
Использованная литература:
Девятых С.Ю. Половая социализация молодежи в условиях социокультурной трансформации семьи 2-е изд., испр. и доп., 2019. Монография
Иоффе Е.В. Роль факторов сексуальной социализации в формировании сексуальных сценариев подростков // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2016. – N 1 (11) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp
Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге ХХI века. Социально-педагогический анализ. – Дубна: «Феникс+», 2011. – 208 с.
Ньюфельд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей / Габор Матэ, Гордон Ньюфельд / Перевод Петровой Е., Абрамовой А. – М.: Ресурс, 2012. – 384 с.
Понтон Л. Сексуальная жизнь подростков. Открытие тайного мира взрослеющих мальчиков и девочек. Пер. с англ. Э.Касимова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 272 с.
Хельмиус Г. Сценарий взросления. О любви, сексуальности и социализации в подростковые годы. СПб.: «Нордмедиздат», 2003. – 128 с.