Номинация «Книга года по психологии»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Психология саморазвития» (учебник)

Авторы:

  • Щукина Мария Алексеевна

    доктор психологических наук, профессор кафедры общей и консультативной психологии, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, (Санкт-Петербург)

  • Маралов Владимир Георгиевич

    доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Института педагогики и психологии, Череповецкий государственный университет, (Череповец)

  • Низовских Нина Аркадьевна

    доктор психологических наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Педагогического института, Вятский государственный университет, (Киров)

Организация: Череповецкий государственный университет; Вятский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

«Психология саморазвития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры» адресуется студентам различных направлений и специальностей, изучающим курсы по психологии саморазвития.

Опираясь на традиции в исследовании саморазвития в отечественной психологии (П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и мн. др.), авторы определяют саморазвитие как особую деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемую в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств. В основе этой деятельности лежит акт саморазвития, проявляющийся в специфической активности личности как субъекта, направленной на преобразование личностью себя как объекта в границах (пространстве) ее внутреннего мира и жизненного пути. В качестве основных методологических принципов конструирования учебника и отбора материала выступили три принципа: принцип субъектности, принцип развития и принцип активности.

Учебник состоит из четырех больших разделов, в которых нашли отражение 10 глав.
В первом разделе «Человек как субъект саморазвития и своего жизненного пути» (гл. 1–3) дается общая характеристика саморазвития, раскрывается проблема саморазвития в философии и в различных науках, анализируются возможности человека как личности в управлении собой, описываются основные механизмы саморазвития, рассматриваются проблемы саморазвития в контексте жизненного пути человека.

Второй раздел «Саморазвитие как специфическая деятельность» (гл. 4–7) посвящен целям и мотивам саморазвития, его формам, самопознанию как важнейшему условию саморазвития, средствам саморазвития.

В третьем разделе «Возрастные особенности и проблема психологического сопровождения саморазвития человека» (гл. 8–9) рассматривается онтогенез саморазвития, анализируются современные методы психолого-педагогического сопровождения саморазвития.

Четвертый раздел «Профессиональное саморазвитие человека» (гл. 10) посвящен профессиональному саморазвитию на примере профессионального саморазвития педагога. Выбор личности учителя не случаен. Именно от педагогов во многом зависит, насколько подрастающее поколение проникнется идеями саморазвития и встанет ли на его путь. Молодые люди только тогда осознают смысл и значение саморазвития, когда перед их глазами будет образец, уже находящийся на этом пути, т.е. учитель.

В Приложении приводятся методические материалы, которые могут быть использованы на практических занятиях по курсу «Психология саморазвития».

Учебник рассчитан на широкий круг студентов различных направлений и специальностей, в то же время он в большей степени ориентирован на магистров и аспирантов направлений «Психология» и «Психолого-педагогическое образование».

В 2021 году авторы учебника награждены грамотами Образовательной платформы «Юрайт» «за качественный,  актуальный и методически насыщенный гуманитарный контент, наиболее востребованный студентами России и русскоязычного образовательного пространства» (625 студентов, 174 учебных заведений, 1728 часов изучения в 2020 г. на платформе urait.ru). Учебник издается ежегодно, начиная с 2017 г.

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе