- Коржова Елена Юрьевна
доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
Организация: РГПУ им. А.И. Герцена
Есть много прекрасных писателей, глубоко раскрывающих внутренний мир человека. Но Ф.М. Достоевский пребывает на вершине человековедения. Достоевский увидел новое, духовное, измерение личности, чем сразу придал совершенно иной ракурс ее рассмотрения. Ему, единственному во всей мировой художественной литературе, удалось показать всю полноту человеческого бытия, от самых неприглядных пропастей до величайших взлетов. В золотой век русской литературы Достоевский вступил как непосредственный продолжатель ее традиций раскрытия духовного контекста жизни и воссоздания мироощущения русского человека. Не имея себе равных, Ф.М. Достоевский тонко сумел уловить и описать сложные движения души и отразить их в художественном творчестве.
Огромно влияние творчества Достоевского на мысль о человеке. В книге автор сквозь призму профессионального взгляда психолога вступает в диалог с теми, кто в разное время тоже интересовался загадкой Достоевского; размышляет, как связаны личность писателя и его творчество и почему такое явление как Достоевский оказалось возможным в России. На материале творчества Достоевского реконструирована его концепция духовного смысла личности и жизненного пути: согласно Достоевскому, жизнь каждого человека подчиняется духовным закономерностям и может быть рассмотрена с этих позиций. Личность при этом понимается как противоречивое иррациональное существо, подверженное внутренней борьбе. Герои Достоевского пребывают в глубочайших житейских и духовных падениях, кризисах и страданиях. Достоевский через тяжелые, экстремальные жизненные обстоятельства «просвечивает» внутренний мир, гиперболизируя его душевные движения, показывает мучительную борьбу добра и зла, побуждающую к нравственному выбору. Любовь к людям понимается как признак высокого уровня развития личности. Если сердце человека заполняет любовь ко всем и ко всему, это позволяет ему ощутить гармонию с миром.
Своеобразие понимания личности Достоевским показано на примере психологических портретов героев его произведений в рамках духовно-ориентированной типологии: духовно богатые, духовно противоречивые, духовно бедные. Духовно богатые вмещают в себя всю полноту личностного бытия в соответствии с внутренне-целостной моделью личности («чистые сердцем»; «образы народной святости»; «русское иночество»). Духовно противоречивые погружены в пучину своего внутреннего мира и пребывают в противоречии с собой и миром (гипертрофия эмоциональной сферы − «мечтатели», «псевдоправедники»); гипертрофия мыслительной сферы («рациональные мыслители»); гипертрофия волевой сферы − «рефлексирующие», «деятели»). Духовно ограниченные пребывают на периферии своего внутреннего мира (гипотрофия самости − «бедные люди», «сластолюбцы») или в его чрезмерной самозамкнутости (гипертрофия самости − «гордецы», «влюбленные»).
Глубокое осмысление природы человека позволило Достоевскому показать как безобразие, так и духовную красоту личности, преподав на века урок человековедения.