- Петроченко Нина Алексеевна
ответственный координатор по организации оказания психологической помощи факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, (Москва )
- Зацепин Валерий Васильевич
кандидат психологических наук, ведущий психолог , ГБУ "Московская служба психологической помощи населению", (Москва )
- Лучина Наталия Александровна
клинический психолог, руководитель филиала «Северо-Восточный», ГБУ «Московская служба психологической помощи населению», (Москва)
Организация: ГБУ "Московская служба психологической помощи населению"
В декабре 2019 года началась мировая эпидемия коронавируса COVID-19, достигшая таких масштабов, что 13 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию. Подобные события наносят колоссальный ущерб обществу: человеческие, экономические, социальные потери. Психологические последствия во время пандемии не менее значительны. Пандемия несет массовые проблемы психологического характера, в которых реакции населения оказывают влияние как на распространение, так и на предотвращение распространения заболевания, а также играют важную роль в возникновении и широком распространении эмоциональных и социальных расстройств в обществе. С психологической точки зрения, пандемия представляет собой масштабное событие, связанное с неопределенностью, чувством растерянности у большинства людей, с одной стороны, и ощущением важности происходящего, с другой стороны, а также потерей контроля над жизненными ситуациями, которые вызывают стресс и эмоциональный дистресс, включая гнев, беспокойство и депрессию. Как показывают результаты исследований (Аналитика сервиса «Авито Услуги». Открытые данные лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН), на конец 2021 г. востребованность психологической помощи на территории Российской Федерации увеличилась на 60%. По данным независимых опросов с началом второй волны пандемии коронавируса спрос на услуги психологов в России вырос в 2020 году на 89% по сравнению с 2019 годом. По данным лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН рост тревоги и депрессий в 2020 году в России составил 36%, а в США — 24,4%. Рост тревожных расстройств составил 24 и 28,2% соответственно.
Это отражает всю значимость обсуждения вопросов оказания качественной и своевременной комплексной помощи в период пандемии и необходимость оперативного реагирования на запрос населения. Ситуация с пандемией новой коронавирусной инфекции оказала существенное влияние на изменение деятельности многих структур и организаций, специалисты которых оказывают социальную, медицинскую и психологическую помощь гражданам. Изменения претерпели также и потребности получателей услуг, их объем и частота увеличились, появились новые востребованные формы работы.
В настоящем проекте представлен опыт работы Московской службы психологической помощи населению Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее – Служба, ГБУ МСППН, МСППН) в период пандемии.
Особенно важно в аспекте оказания психологической помощи - сделать акцент на опыте работы психологов по запросу Департамента здравоохранения на территории временных госпиталей для ковид-инфицированных пациентов, а также на территории городских клинических больниц. За период работы, в частности, в красных зонах психологи системы социальной защиты населения города Москвы получили возможность оперативно и адресно отреагировать на масштабный запрос населения относительно психологического сопровождения и поддержки. Данная ситуация обострила необходимость оперативного реагирования на городской запрос, осуществление проработки тактики и стратегии комплексной масштабной психологической поддержки в экстремальных условиях.
В период изменения эпидемиологической ситуации в городе, экстренный переход на новый формат работы и адаптация методов психологической помощи сопровождались рядом сложностей, как для специалистов, так и для клиентов, однако данную трансформацию удалось осуществить оперативно, обеспечив качественное оказание профессиональной поддержки. Несмотря на возросшее число обращений со стороны клиентов, оказание в данный период услуг в большем объеме по сравнению с «доковидным» периодом и, как следствие, увеличение нагрузки на специалистов, мотивация психологов претерпевала изменения в сторону ее повышения ввиду ощущения востребованности такой работы, ее эффективности и необходимости. Ситуация изменения формата работы позволила расширить спектр психологических услуг, а также дала возможность специалистам, которые ранее не имели необходимости, получить навыки работы в оказании тех видов психологической помощи, в которые они не включались. Отмечается также изменение производственных взаимоотношений внутри коллектива, увеличение количества встреч (по сравнению с работой в очном режиме), более оперативный обмен информацией, снижение уровня формализма, большая степень поддержки и сопереживания.