Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2020 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Авторская психодиагностическая методика «Пренатальный контакт» » (методика определения качества психологического контакта беременной женщины с будущим ребенком / детьми на поздних сроках одноплодной и многоплодной беременности)

Автор:

Авторская психодиагностическая методика «Пренатальный контакт» позволяет определить качество психологического контакта беременной женщины с будущим ребенком (детьми) на поздних сроках одноплодной и многоплодной беременности.

Актуальноть

За последние десять лет стали активно проводиться исследования в области перинатальной психологии, в  частности касающиеся психологии   беременности. Это особенно актуально в связи с тем, что женские консультации и родильные дома теперь имеют в своем штате психолога. Для клинических психологов, работающих обычно с большим потоком пациенток и часто в режиме экстренной психологической помощи, важны не только содержательные результаты научных исследований, но и психодиагностические методики, позволяющие выявить ключевые проблемы в психологическом состоянии беременной женщины.

Новизна

Многолетний опыт работы психологом в родильном доме позволяет утверждать, что ядром переживаний женщины, связанных с предстоящим материнством на поздних сроках беременности, является эмоциональный, когнитивный и телесный контакт беременной женщины с ребенком (или детьми) через его (их) шевеления. Именно этот психологический контакт будущей мамы и ее ребенка в первую очередь оказывается под ударом при возникновении жизненных стрессовых ситуаций, осложнениях беременности и риске преждевременных родов, потере одного плода в многоплодной беременности и продолжении вынашивания второго. С целью более детального исследования этого явления и была создана методика «Пренатальный контакт».

Этапы работы

Процедура создания методики и исследования ее возможностей включала следующие этапы работы:

  1. Изучение отечественных и зарубежных исследований, связанных с переживаниями  женщины  в  период  беременности,  темой  пренатального  взаимодействия  через  шевеления.  Были  проанализированы  опросные  психодиагностические методики, в которых присутствовали вопросы о реакциях женщины на шевеления плода, ее представления о будущем ребенке. В частности, методики И. В. Добрякова, Дж. Кондона, M. Мюллера.
     
  2. Анализ клинического опыта: основных болезненных вопросов и переживаний, с которыми обращались пациентки, причин позитивных изменений, найденных ресурсов в процессе психологической работы. В результате такой работы было выдвинуто предположение о том, что реакция на шевеления ребенка, ощущение эмоционального и физического контакта с ним является ключевым переживанием на поздних сроках беременности.
     
  3. Формулировка понятия «пренатальный контакт» и основных требований к предполагаемой методике его диагностики: простота, небольшое время для заполнения анкеты, важность открытых вопросов, позволяющих отследить индивидуальное наполнение переживаний женщины.
     
  4. Разработка методики в ходе клинической работы в родильном доме. Психологическая работа проводилась в плановом порядке с разными категориями пациенток и по актуальному состоянию, и по анамнезу. Все вопросы, воспроизведенные позднее в методике, задавались пациенткам, когда это было уместно и необходимо для проведения психологической работы с ними, ответы и реакции фиксировались, выбирались наиболее информативные вопросы, подбирались наиболее понятные и точные формулировки.
     
  5. Создание текста методики в двух вариантах: для одноплодной и для многоплодной беременности.
     
  6. Проведение исследования, в ходе которого пациенткам предлагалось заполнить бланки методики.
     
  7. Статистическая обработка, проверка надежности методики, исследование психодиагностических возможностей.

Исследовательскую выборку составили 168 женщин, находившихся в родильном доме на разных сроках беременности — от 24 до 41 недели, в возрасте от 23 до 43  лет,  99  женщин,  вынашивающих  одноплодную  беременность,  и  69  женщин, вынашивающих многоплодную беременность (дихориальные и монохориальные двойни). Для 70 женщин это первая беременность, в анамнезе у 21 женщины перинатальные утраты, 39 женщин имеют детей, 38 женщин имеют и детей, и перинатальные утраты (внематочная беременность, аборт, замершая беременность, прерывание беременности, антенатальная гибель плода после 22 недель). Пребывание в родильном  доме  обусловлено  разными  причинами:  как  осложнениями  в процессе течения беременности, так и подготовкой к родам при нормальном течении беременности.

Методика состоит из двух частей. Первая часть включает 8 вопросов (9 — для многоплодной беременности), предполагающих количественную оценку частоты описанных  явлений  и  развернутые  ответы  на  эти  вопросы.  В  качестве  оценочной шкалы была взята шкала частоты появлений той или иной формы контакта: «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда». Это позволило нам получить, с одной стороны, информацию о качестве контакта, его характеристиках, а с другой — о степени его интенсивности. Вторая часть методики включает 8 открытых вопросов, предполагающих только развернутый ответ. Для  статистической  обработки  использовался  пакет  SPSS  Statistics.  Методы статистической обработки: корреляционный анализ, факторный анализ, дисперсионный   однофакторный   анализ.   Статистическая   обработка   проводилась   отдельно на выборках одноплодной и многоплодной беременности.

В методике представлена следующая структура шкал: «Взаимодействие с ребенком», «Чувствительность к шевелениям ребенка», «Интенсивность “эмоциональных посланий”  ребенку».  Для  варианта  многоплодной  беременности:  «Взаимодействие с детьми», «Чувствительность к шевелениям детей», «Интенсивность “эмоциональных посланий” детям».

Результаты

Итоговая цель методики сформулирована следующим образом: диагностика пренатального контакта — конкретных проявлений  взаимодействия  женщины и ее будущего ребенка в количественном измерении и качественном наполнении. Кроме того, методика обладает терапевтическим эффектом: в процессе заполнения анкеты женщина структурирует свой опыт и повышает уровень осознанности в отношении некоторых переживаний.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе