Авторская психодиагностическая методика «Пренатальный контакт» (методика определения качества психологического контакта беременной женщины с будущим ребенком / детьми на поздних сроках одноплодной и многоплодной беременности)
Авторская психодиагностическая методика «Пренатальный контакт» позволяет определить качество психологического контакта беременной женщины с будущим ребенком (детьми) на поздних сроках одноплодной и многоплодной беременности.
Актуальноть
За последние десять лет стали активно проводиться исследования в области перинатальной психологии, в частности касающиеся психологии беременности. Это особенно актуально в связи с тем, что женские консультации и родильные дома теперь имеют в своем штате психолога. Для клинических психологов, работающих обычно с большим потоком пациенток и часто в режиме экстренной психологической помощи, важны не только содержательные результаты научных исследований, но и психодиагностические методики, позволяющие выявить ключевые проблемы в психологическом состоянии беременной женщины.
Новизна
Многолетний опыт работы психологом в родильном доме позволяет утверждать, что ядром переживаний женщины, связанных с предстоящим материнством на поздних сроках беременности, является эмоциональный, когнитивный и телесный контакт беременной женщины с ребенком (или детьми) через его (их) шевеления. Именно этот психологический контакт будущей мамы и ее ребенка в первую очередь оказывается под ударом при возникновении жизненных стрессовых ситуаций, осложнениях беременности и риске преждевременных родов, потере одного плода в многоплодной беременности и продолжении вынашивания второго. С целью более детального исследования этого явления и была создана методика «Пренатальный контакт».
Этапы работы
Процедура создания методики и исследования ее возможностей включала следующие этапы работы:
-
Изучение отечественных и зарубежных исследований, связанных с переживаниями женщины в период беременности, темой пренатального взаимодействия через шевеления. Были проанализированы опросные психодиагностические методики, в которых присутствовали вопросы о реакциях женщины на шевеления плода, ее представления о будущем ребенке. В частности, методики И. В. Добрякова, Дж. Кондона, M. Мюллера.
-
Анализ клинического опыта: основных болезненных вопросов и переживаний, с которыми обращались пациентки, причин позитивных изменений, найденных ресурсов в процессе психологической работы. В результате такой работы было выдвинуто предположение о том, что реакция на шевеления ребенка, ощущение эмоционального и физического контакта с ним является ключевым переживанием на поздних сроках беременности.
-
Формулировка понятия «пренатальный контакт» и основных требований к предполагаемой методике его диагностики: простота, небольшое время для заполнения анкеты, важность открытых вопросов, позволяющих отследить индивидуальное наполнение переживаний женщины.
-
Разработка методики в ходе клинической работы в родильном доме. Психологическая работа проводилась в плановом порядке с разными категориями пациенток и по актуальному состоянию, и по анамнезу. Все вопросы, воспроизведенные позднее в методике, задавались пациенткам, когда это было уместно и необходимо для проведения психологической работы с ними, ответы и реакции фиксировались, выбирались наиболее информативные вопросы, подбирались наиболее понятные и точные формулировки.
-
Создание текста методики в двух вариантах: для одноплодной и для многоплодной беременности.
-
Проведение исследования, в ходе которого пациенткам предлагалось заполнить бланки методики.
- Статистическая обработка, проверка надежности методики, исследование психодиагностических возможностей.
Исследовательскую выборку составили 168 женщин, находившихся в родильном доме на разных сроках беременности — от 24 до 41 недели, в возрасте от 23 до 43 лет, 99 женщин, вынашивающих одноплодную беременность, и 69 женщин, вынашивающих многоплодную беременность (дихориальные и монохориальные двойни). Для 70 женщин это первая беременность, в анамнезе у 21 женщины перинатальные утраты, 39 женщин имеют детей, 38 женщин имеют и детей, и перинатальные утраты (внематочная беременность, аборт, замершая беременность, прерывание беременности, антенатальная гибель плода после 22 недель). Пребывание в родильном доме обусловлено разными причинами: как осложнениями в процессе течения беременности, так и подготовкой к родам при нормальном течении беременности.
Методика состоит из двух частей. Первая часть включает 8 вопросов (9 — для многоплодной беременности), предполагающих количественную оценку частоты описанных явлений и развернутые ответы на эти вопросы. В качестве оценочной шкалы была взята шкала частоты появлений той или иной формы контакта: «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда». Это позволило нам получить, с одной стороны, информацию о качестве контакта, его характеристиках, а с другой — о степени его интенсивности. Вторая часть методики включает 8 открытых вопросов, предполагающих только развернутый ответ. Для статистической обработки использовался пакет SPSS Statistics. Методы статистической обработки: корреляционный анализ, факторный анализ, дисперсионный однофакторный анализ. Статистическая обработка проводилась отдельно на выборках одноплодной и многоплодной беременности.
В методике представлена следующая структура шкал: «Взаимодействие с ребенком», «Чувствительность к шевелениям ребенка», «Интенсивность “эмоциональных посланий” ребенку». Для варианта многоплодной беременности: «Взаимодействие с детьми», «Чувствительность к шевелениям детей», «Интенсивность “эмоциональных посланий” детям».
Результаты
Итоговая цель методики сформулирована следующим образом: диагностика пренатального контакта — конкретных проявлений взаимодействия женщины и ее будущего ребенка в количественном измерении и качественном наполнении. Кроме того, методика обладает терапевтическим эффектом: в процессе заполнения анкеты женщина структурирует свой опыт и повышает уровень осознанности в отношении некоторых переживаний.