- Ванчакова Нина Павловна
доктор медицинских наук по медицинской психологии и психиатрии, врач высшей категории по психотерапии, психиатрии, наркологии, заведующая кафедрой педагогики и психологии факультета последипломного образования, 1-й Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова (Санкт-Петербург)
- Вацкель Елизавета Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования, ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова (Санкт-Петербург)
- Красильникова Наталья Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии факультета послевузовского образования, 1-й СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова (Санкт-Петербург)
Организация: ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова
Актуальность, новизна и значимость проекта
В настоящее время мир столкнулся с пандемией COVID-19, что наложило серьезный отпечаток на жизнь всех людей на планете. К категориям людей, на жизнь и работу которых наиболее сильно повлияла пандемия, относятся врачи и медицинские работники. Медики, работающие в непосредственно с короновирусной инфекцией – самоотверженно спасают пациентов, находясь в области повышенных нагрузок, в том числе, эмоциональных. Сотрудники медицинских учреждений, не работающие в так называемых «красных зонах», также вынуждены соблюдать особый режим труда и, находясь на работе, подвержены повышенному риску заражения. Работа с пациентами, имеющими другие заболевания, в том числе, хронические, также требует внимательности, профессиональной бдительности и связана с выполнением строгих требований ради жизни и безопасности пациентов и сотрудников.
Труд врачей и медицинских работников всегда был сопряжен с повышенными рисками эмоционального выгорания, развития психосоматических расстройств и, зачастую, требовал психологического сопровождения, формирования навыков саморегуляции и психогигиены. В актуальных условиях, когда потребность в таких программах возрастает, реализовывать их в традиционном «очном» формате весьма проблематично. В связи с этим, актуальным, значимым, и, безусловно, новым, стал вызов, связанный с разработкой способов коррекции психологического состояния медиков при помощи «дистанционных», асинхронно работающих методик. В рамках таких методик медицинскому работнику, для того чтобы получить помощь, не нужно встречаться с психологом или группой, ждать времени приема: ее можно получить самостоятельно, в удобное время, имея при себе свой смартфон.
Цель проекта и задачи проекта
Целью данной работы была коррекция психологического состояния (уровней тревоги и депрессии, активности, настроения) у врачей и медицинских работников, работающих в условиях изнуряющей работы и психологических перегрузок, в том числе, связанных с COVID-19.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
- исследовать психологическое состояние врачей и медицинских работников;
- разработать программу коррекции психологического состояния врачей с помощью методики аудиотерапии, разработанной авторами ранее для коррекции психологического состояния пациентов, получающих лечение гемодиализом;
- создать приложение для сматрфонов, в которое заложена методика коррекции психологического состояния с помощью аудиотерапии.
Эти задачи были решены в ходе реализации проекта. По итогам проекта было разработано и внедрено в практику приложение для сматрфонов «AudioMed», направленное на коррекцию психологического состояния врачей и медицинских работников. Создание такого приложения стало возможным благодаря междисциплинарному взаимодействию представителей гуманитарных, медицинских и технических наук.
Содержание проекта
Опираясь на опыт исследований в области психологии и музыкальной терапии, а также на опыт собственных исследований и работы в этой области с пациентами, страдающими хроническими заболеваниями (Патент «Способ коррекции психологического состояния у больных с хронической болезнью почек, получающих лечение гемодиализом, RU 2015 156 961 А), авторы проекта поставили своей целью оказать посильную помощь врачам, находящимся сегодня «на передовой» борьбы за здоровье людей. Смысл проекта заключался в коррекции эмоционального состояния медиков, в тех ситуациях, когда они не имеют доступа к специальной психологической помощи. Уставший врач, чувствующий, что ему необходима помощь в саморегуляции и коррекции состояния «здесь и сейчас», может в любое время дня и ночи использовать бесплатное приложение, скачанное на собственный сматрфон, и получить, таким образом, необходимую помощь в предельно быстрые сроки и без необходимости решения организационных вопросов, ожидания, или риска распространения инфекции.
Реализация проекта потребовала совместных усилий психологов (ПСПбГМУ им. И.П. Павлова) и специалистов, работающих в области IT (Audiomed), каждым из которых двигало желание помочь врачам в их тяжелой работе. Адаптация методики аудиотерапии для врачей, разработка технических заданий, программного обеспечения и удобного в использовании приложения потребовала сплоченной работы на междисциплинарных основаниях.
Результаты
Результатом нашей работы стал проект, выполненный на добровольной основе. По итогам проекта запущено приложение для сматрфонов, пользователями которого на настоящий момент являются 131 врач. По результатам первичной апробации приложения были выявлены особенности психологического состояния врачей (в частности, высокие уровни тревоги у 67% пользователей, депрессии – у 65% пользователей). К настоящему моменту 59% всех слушателей выбирают плейлисты для снятия тревоги, 41% - плейлисты для отдыха и релаксации. Оценка эмоционального состояния до и после прослушивания показала повышение баллов по шкалам спокойствия и самочувствия у 19 пользователей, прошедших на данный момент полный курс прослушивания. В то же время, использование приложения только начинается, и, со временем, будет появляться все новые и новые данные.
Авторы проекта надеются, что результаты нашей работы смогут быть полезны всем медицинским работникам, которые работают в непростых условиях и испытывают потребность в коррекции собственного эмоционального состояния.