- Соколовская Светлана Владимировна
кандидат психологических наук, зав.кафедрой спортивной медицины и психологии, Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского (Нижний Новгород)
- Нежкина Наталья Николаевна
(Нижний Новгород)
Организация: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского
Актуальность, новизна, значимость проекта
Из-за вынужденных мер, связанных с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, сложившейся в 2020 году, проблема сохранения здоровья как физического, так и психологического стала особенно актуальной. Режим самоизоляции серьезно ограничил занятия граждан физической активностью. Оказались серьезно затруднены как преподавание физической культуры в образовательных учреждениях в традиционном виде, так и занятия спортом. В условиях новых вызовов психолого-педагогическое сообщество проделало значительную инновационную работу по модернизации образовательного процесса в области физической культуры и спорта с целью приведения его в соответствие с требованиями времени. Одним из позитивных результатов этой деятельности и стал онлайн-курс «Физическая культура-перспектива твоих возможностей (основы психологии здорового образа жизни)».
Данный психолого-педагогический инструментарий по формированию психологической компетентности в области здорового образа жизни у молодежи представляет собой новый подход к организации учебного процесса, формированию осознанного отношения студентов к своему физическому и психическому здоровью, создает предпосылки для самоопределения в жизни, профессии, конкретной области физической активности, мотивацию к самостоятельным занятиям спортом, сохранению своего здоровья.
Новизна данной технологии заключается в интегральном подходе к формированию осознанного отношения к здоровому образу жизни у студенческой молодежи с помощью дистанционных технологий. Предлагаемый инновационный подход к обучению предполагает актуализацию индивидуальных мотивов молодежи к занятиям физической активностью через выполнение заданий на самоосознание в ходе дистанционного обучения.
Основное содержание работы
В основе онлайн-курса как психолого-педагогического инструментария по формированию психологической компетентности в области здорового образа жизни у молодежи лежит интегральный подход, включающий в себя психологическую составляющую, направленную на самоосознание, понимание механизмов работы внутренних органов и систем (лекционный материал по психологическим и физиологическим основам ЗОЖ), а также организации своей жизни в социуме (методика «Колесо жизни» для оценки различных сторон жизни: духовный рост, здоровье, семья, финансы, социальная реализация и личностный рост), практическую составляющую, направленную на овладение методикой психофизической тренировки для гармонизации всех систем в организме (ведение дневника самоконтроля физического и психического состояния), рефлексивную составляющую (написание эссе об изменениях, произошедших в физическом, психическом состоянии и социальных отношениях). Структура понятия «здоровье» рассматривается в данном курсе как совокупность психического, физического и социального благополучия.
Основу практической части составляет психофизическая тренировка – технология, позволяющая тренировать саморегуляцию организма, улучшать обмен веществ и энергии, повышать не только физическую, но и умственную работоспособность.
Каждое занятие состоит из трех последовательных этапов:
- активной аэробики;
- медленного и плавного напряжения и расслабления мышц;
- уникального релаксационного сеанса, который настраивает организм на самооздоровление.
Результаты, выводы
В результате реализации проекта создан и апробирован готовый психолого-педагогический инструментарий, реализованный в образовательном продукте, который содержит в себе интегральный подход к формированию психологической компетентности в области здорового образа жизни у молодежи, а также способствует:
- Увеличению числа молодых людей, осознанно ведущих здоровый активный образ жизни за счет повышения мотивации к занятиям физической активностью через самоопределение и рефлексию. По результатам опроса и анализа итогового эссе студентов по окончанию онлайн-курса более 80% студентов стали применять психофизическую тренировку на регулярной основе в течение 2-х месяцев, начали искать и применять занятия онлайн и тренировки по различным видам спорта во время режима самоизоляции. Тем самым данный психолого-педагогический инструментарий способствует выполнению одного из ключевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, а именно увеличению доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%.
- Увеличению числа квалифицированных специалистов в области онлайн-обучения по дисциплине «Физическая культура», формированию психологической компетентности в области здорового образа жизни. За время апробации онлайн-курса освоили методику работы 18 преподавателей физической культуры ННГУ им.Н.И.Лобачевского, НГПУ им.К.Минина, Ивановского государственного университета.
- Увеличению числа инновационных дистанционных разработок в области здорового образа жизни.