- Лискина Наталья Владимировна
Практикующий психолог, (Нижневартовск)
Организация: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. нижневартовска Детский сад №38 "Домовенок"
Актуальность
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. При этом коррекции психического здоровья ребёнка уделялось недостаточное внимание. Сегодня забота о здоровье стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Исследования врачей, наблюдения педагогов, психологов показывают, что у современных дошкольников наблюдается ряд психологических проблем. Педиатры отмечают, что их подопечные становятся более возбудимыми, вспыльчивыми. Так, по данным известного психотерапевта Захарова А. И., в возрасте от 3 до 7 лет «нервными» определяются каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка. Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных детей. Сотрудники детских садов обращают внимание, что, «замыкаясь» на телевизорах и компьютерах, различных гаджетах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие воспитанники не умеют сопереживать, поддерживать сверстников, выражать свои чувства и настроения.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Арт-терапия, как технология, является превосходным примером здоровьесберегающей терапии. Арт-терапия способствует получению удовольствия от процесса, раскрытию творческого потенциала ребёнка. Оказывает терапевтическое действие, помогает решать внутренние психологические проблемы, конфликты.
Эбру – это рисование на воде, рисование специальными красками. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань. В качестве материалов используется безопасная профессиональная краска, загустители для воды. Эбру хороший способ расслабиться, остановить поток мыслей, дать возможность левому полушарию отдохнуть, активировать работу правого, тем самым освобождая доступ к собственному внутреннему миру, его ресурсным состояниям. Эбру-релаксация не ставит перед собой задачи терапевтического анализа или разрешения проблем. Её цель - отдохнуть, перезагрузиться, зачерпнуть свежие силы. Работа с красками снимает усталость и напряжение, снижает уровень тревожности, агрессию. За 25-30 минут можно изменить некомфортное эмоционально-психологическое состояние ребёнка - на спокойное и радостное, улучшить самочувствие. Результат есть у каждого.
Мне, как педагогу-психологу, использование нетрадиционных техник рисования вкупе с релакс-терапией, в данном случае техники ЭБРУ и использование зоны терпевтической разгрузки - помогает развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников с особыми образовательными потребностями. Рисунки детей становятся интереснее, содержательнее, замысел богаче. А самое важное - какой восторг и радость дарят подобные занятия! Работая с детьми, мы пришли к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Учитывая вышеизложенное, работа по развитию и оптимизации эмоциональной сферы дошкольников представляется нам чрезвычайно актуальной.
Так, среди обследованных 42 детей старших групп, высокий и повышенный уровень тревожности был выявлен у 35% дошкольников, наличие проблем в семейных взаимоотношениях – в 28% случаях, трудности во взаимоотношениях со сверстниками выявлены у 10% обследованных. В числе диагностируемых воспитанников присутствовали дети с нарушением речи, причем нежелательные результаты по исследуемым показателям отмечены в большинстве случаев у данных детей.
Учитывая сложившуюся ситуацию и современные требования к организации воспитательно-образовательного процесса, появилась необходимость пересмотра основных форм организации взаимодействия с воспитанниками и их родителями, также изменения предметно-развивающего пространства в ДОУ. Для решения выявленных проблем был создан творческий проект «Танцующие краски».
Цель проекта
Обучение приемлемым способам выражения своего эмоционального состояния через арт-терапевтические техники и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта
- Учить выражать своё эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние своего собеседника посредством различных техник арт-терапии. Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей и их родителей.
- Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию), развивать мелкую моторику детей. Развивать творческие способности через средства нетрадиционного рисования, релакс терапию и арт-терпевтические техники.
- Корректировать нежелательные черты характера (негативизм, истерии, протесты, тревожность, агрессию и др.)
- Формировать и воспитывать у дошкольников умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.