Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Развивающая психолого-педагогическая программа "Соты"» (методика формирования навыков сотрудничества и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет)


Развивающая психолого-педагогическая программа направлена на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Теоретико-методологическая основа программы – это культурно-историческая теория Л.С.Выготского и деятельностный подход А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, труды Ш.А.Амонашвили, П.А.Гальперина, прежде всего, положения о том, что высшие психические функции и связанные с ними коммуникативные навыки формируются в социальной деятельности (в первую очередь в ведущей), интериоризуются в процессе реальной практики социального взаимодействия.

Цель программы

Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Задачи

  1. Расширять поведенческий репертуар ребенка набором конструктивных способов взаимодействия в ситуациях конфликта и совместной продуктивной деятельности.
  2. Создать условия для большей самостоятельности в постановке, планировании и организации собственных действий детей.
  3. Способствовать развитию инициативности, активности личности, исходящей от самого ребёнка как от субъекта деятельности.
  4. Развивать рефлексивные навыки детей, способности к оценке, контролю, планированию собственной деятельности. 

Сроки и этапы реализации программы

  • I этап «Содержательно-процессуальный»: сентябрь 2019г. – январь 2020г.
  • II этап «Аналитико-корректирующий»: январь 2020г.

Практическая значимость программы

Разработанная программа, а также авторское методическое пособие «Соты», «Кубик-Помогатор» являются готовыми инструментами практической работы для педагогов, психологов, работающих со старшими дошкольниками.

Также в программе присутствуют авторские терапевтические сказки и истории, упражнения, техники, направленные на повышение осознанности и произвольности поведения.

Методической новизной и, одновременно, методологическим достоинством программы является то, что можно назвать «рефлексивным подходом» к совершенствованию взаимодействия между детьми – развитие поведенческих навыков сотрудничества через деятельность, направленную на повышение осознанности и самостоятельности. Выбор подхода, обусловлен специфическими, совершенно новыми в истории человечества, особенностями социализации современных детей (см. разд. «Актуальность темы»). В соответствии с данным подходом обоснован выбор методик и критериев оценки успешности реализации программы. Методологическое и высокое практическое значение этого подхода в том, чтобы выбором соответствующих средств способствовать формированию в будущем самостоятельного человека с активной и конструктивной жизненной позицией и способного договариваться с другими, а не просто человека способного эмпатийно и бесконфликтно, но конформно, следовать за групповой динамикой или лидером.

Таким образом, программа «Соты» помогает интегрировать свои знания ребёнку, выстраивать структуру его упорядоченной психологической и социальной действительности, помогает развивать дошкольнику необходимые социальные и коммуникативные компетенции для дальнейшей успешной адаптации уже в школьном коллективе.

Структура программы

Программа включает 3 блока:

  1. Блок «Играем вместе. Занимательные путешествия».
  2. Блок «Познаю себя, узнаю других».
  3. Блок «Делюсь с другими».

Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данной программы у ребёнка формируются:

  • навыки конструктивного сотрудничества, кооперативного взаимодействия со сверстниками, произвольная регуляция деятельности, рефлексивные навыки помогающие управлять процессами межличностного общения;
  • автономность ребёнка, самостоятельный поиск ребёнком решения в проблемных ситуациях межличностного взаимодействия.

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 2 читателя
12.03.2024 22:08:40Ивкина Татьяна СергеевнаОчень нужный проект, своевременный, реализованный профессионалами!
12.03.2024 22:08:40Няньчур Яна СтаниславовнаЗамечательная программа для деток, очень качественно написано. Спасибо автору!

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su