«Развивающая психолого-педагогическая программа "Соты"» (методика формирования навыков сотрудничества и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет)
Развивающая психолого-педагогическая программа направлена на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Теоретико-методологическая основа программы – это культурно-историческая теория Л.С.Выготского и деятельностный подход А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, труды Ш.А.Амонашвили, П.А.Гальперина, прежде всего, положения о том, что высшие психические функции и связанные с ними коммуникативные навыки формируются в социальной деятельности (в первую очередь в ведущей), интериоризуются в процессе реальной практики социального взаимодействия.
Цель программы
Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Задачи
- Расширять поведенческий репертуар ребенка набором конструктивных способов взаимодействия в ситуациях конфликта и совместной продуктивной деятельности.
- Создать условия для большей самостоятельности в постановке, планировании и организации собственных действий детей.
- Способствовать развитию инициативности, активности личности, исходящей от самого ребёнка как от субъекта деятельности.
- Развивать рефлексивные навыки детей, способности к оценке, контролю, планированию собственной деятельности.
Сроки и этапы реализации программы
- I этап «Содержательно-процессуальный»: сентябрь 2019г. – январь 2020г.
- II этап «Аналитико-корректирующий»: январь 2020г.
Практическая значимость программы
Разработанная программа, а также авторское методическое пособие «Соты», «Кубик-Помогатор» являются готовыми инструментами практической работы для педагогов, психологов, работающих со старшими дошкольниками.
Также в программе присутствуют авторские терапевтические сказки и истории, упражнения, техники, направленные на повышение осознанности и произвольности поведения.
Методической новизной и, одновременно, методологическим достоинством программы является то, что можно назвать «рефлексивным подходом» к совершенствованию взаимодействия между детьми – развитие поведенческих навыков сотрудничества через деятельность, направленную на повышение осознанности и самостоятельности. Выбор подхода, обусловлен специфическими, совершенно новыми в истории человечества, особенностями социализации современных детей (см. разд. «Актуальность темы»). В соответствии с данным подходом обоснован выбор методик и критериев оценки успешности реализации программы. Методологическое и высокое практическое значение этого подхода в том, чтобы выбором соответствующих средств способствовать формированию в будущем самостоятельного человека с активной и конструктивной жизненной позицией и способного договариваться с другими, а не просто человека способного эмпатийно и бесконфликтно, но конформно, следовать за групповой динамикой или лидером.
Таким образом, программа «Соты» помогает интегрировать свои знания ребёнку, выстраивать структуру его упорядоченной психологической и социальной действительности, помогает развивать дошкольнику необходимые социальные и коммуникативные компетенции для дальнейшей успешной адаптации уже в школьном коллективе.
Структура программы
Программа включает 3 блока:
- Блок «Играем вместе. Занимательные путешествия».
- Блок «Познаю себя, узнаю других».
- Блок «Делюсь с другими».
Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации данной программы у ребёнка формируются:
- навыки конструктивного сотрудничества, кооперативного взаимодействия со сверстниками, произвольная регуляция деятельности, рефлексивные навыки помогающие управлять процессами межличностного общения;
- автономность ребёнка, самостоятельный поиск ребёнком решения в проблемных ситуациях межличностного взаимодействия.