- Серафимович Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, и.о. ректора, проректор по организационно-методической деятельности, Институт развития образования Ярославской области (Ярославль)
- Кораблева Альбина Александровна
кандидат педагогических наук, проректор, ГАУ ДПО ЯО ИРО (Ярославль)
- Посысоев Олег Николаевич
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой специальной коррекционной педагогики и психологии, ГОУ ЯО Институт развития образования (Ярославль)
Организация: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования»
Цель проекта
Обобщение опыта психологической поддержки участников образовательных отношений в ситуации пандемии коронавирусной инфекции. В фокусе внимания такие категории как кризис, экзистенциальный конфликт, жизнесткойкость, личностный потенциал для оценки и осмысления содержания психологической помощи в условиях актуальной угрозы. Представлен анализ возможностей использования дистанционного группового консультирования в формате экспресс-вебинаров в ситуации кризиса.
Актуальность
События пандемии 2020 года оцениваются сегодня не только как изменения в жизнеустройстве сообщества в мировом масштабе, но, и могут быть рассмотрены в ракурсе рисков и угроз физическому здоровью, жизни, психологической безопасности и благополучию отдельных его представителей.
Значимость
Педагоги, родители и сами школьники, столкнулись с новыми вызовами среды, требующими от них поиска дополнительных, недостающих ресурсов (личностных, когнитивных, эмоциональных, информационных и др.). Это влечет за собой актуализацию страхов, тревоги, панических состояний, чувства беспомощности, потери контроля над собственной жизнью, агрессии и ощущения бессмысленности собственных усилий.
Новизна
Команда ГАУ ДПО ЯО ИРО - тренеры регионального проекта «Реализация комплексной программы по развитию личностного потенциала», провели цикл вебинаров, направленных на оказание психологической помощи участникам образовательных отношений (руководителям образовательных организаций, педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам, родителям), используя такие формы работы как просвещение, психологическое экспресс-консультирование, информирование.
Основное содержание работы
Комплекс мероприятий (четыре за весенний цикл 2020 года) - марафон экспресс-вебинаров «И словом и делом», был реализован в онлайн-формате. Их содержание состояло из ряда тем и дискуссионных вопросов.
Вебинар 1. Как справиться с тревогой и паникой в ситуации коронавируса и самоизоляции? Ресурсы саморегуляции. Фокус внимания на приемах противодействия панике и аккумуляции отрицательных эмоций, правилах информационной гигиены, особенностях организации личного пространства в семье, способах совладания со стрессом и дезориентацией, которые вызывают у людей, слишком большие перемены, происходящие за слишком короткое время.
Вебинар 2. Как оказать психоло-педагогическую поддержку родителям в период дистанционного обучения? Как согласовать возможности ценности и цели участников образовательного процесса (педагогов и родителей), которые могут их объединить в экстремальной ситуации (ребенок как ценность, отношения как ценность, время как ценность, взаимодействие как ценность)? Приобретение целостности за счет осмысления и интеграции рациональных и эмоциональных компонентов психики, кластеризация ситуации как ее рационализация, формирование гибкости в восприятии партнеров.
Вебинар 3. Используем ресурсы эмоционального интеллекта. Как принимать решения в ситуации неопределенности? Ресурсы трансформации. Особенности VUCA - мира и профессиональная деятельность, приобретение навыков и развитие ресурсов трансформации, с использованием возможностей эмоционального интеллекта. Действовать, осознавая субъектность, принимать ответственность за свой выбор. Поиск смыслов этого выбора и освоение алгоритма и способов принятия решений в ситуации неопределенности - акценты этого вебинара.
Вебинар 4. Время помогать. Особенности оказания психологической помощи в настоящее время. Ресурсы мотивации на взаимодействие, само и взаимопомощь. Как помочь помогающему? Всем тем, кто оказывает психологическую помощь, необходимо быть готовым к появлению парадоксальных отсроченных эмоциональных реакций, депрессивных и тревожных состояний после выхода из самоизоляции. Новые форматы работы психолога в образовательной среде, освоение приемов восстановления собственной психологической устойчивости, формирования жизнестойкости.
Результативность
Участниками каждого вебинара стали более 100 педагогических работников Ярославской области. Материалы представлены на различных ресурсных платформах. Опубликованы научные публикации по результатам практических мероприятий.