Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Развитие наглядно-образного мышления детей с ограниченными возможностями здоровья» (методические рекомендации)

Авторы:

Организация: МКОУ "Специальная школа №20", МБОУ "Лицей№34", ФГБО ВО "СГИУ"

Актуальность

Всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе имеющего отклонения в развитии – важная задача гуманного общества. Любой ребенок должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Поиск способов развития и коррекции школьников с нарушением интеллекта является одним из важных направлений коррекционной психологии и педагогики.

Новизна

На основании опыта работы авторов предлагаются некоторые способы развития наглядно-образного мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, подтвержденные патентами РФ:

  •   Патент на изобретение № 2378711 «Способ обучения изобразительной деятельности»
  •   Патент на изобретение № 2378712 «Рисовальный конструктор»
  •   Свидетельство № 2017620354 «Манипулятивное конструирование: практическое пособие».

Практическая значимость

предлагаемой методики заключается в коррекционно-развивающей направленности одновременного и поэтапного развития наглядно-образного мышления, связанного познавательной функцией, и формирование технических навыков (графических, конструктивных), связанных тактильно-моторной функцией, при которых ребенок с отклонениями в развитии расширяет представление об окружающем мире. Таким образом, осуществляется комплексный подход в решении образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач во внеурочной  деятельности.

Накопление опыта практических действий, используя определенный уровень наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления создает ситуацию уверенности в своих силах, что способствует развитию познавательных интересов.

Это позволит успешно решать общие коррекционно-развивающие  задачи специального учреждения и семейного воспитания, и может быть использовано педагогами, психологами, воспитателями и родителями во внеклассных занятиях.

Цель

создание условий для развития наглядно-образного мышления детей с ограниченными возможностями здоровья.

Технология развития. Развитие образного мышления, идущее параллельно с освоением алгоритмического рисования и конструирования в процессе созидательно преобразовательной деятельности, позволяет идеальные (невидимые) образы мыслеформ сделать материальными (видимыми).

Сочетание слова, наглядности и практической деятельности является основой развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта.

Результаты

Основными результатами являются:

  • повышение мотивации обучающихся (растущий познавательный процесс);
  • приобретение практического опыта (расширение представлений об окружающем мире);
  • увеличение скорости овладения навыками созидательной и преобразовательной деятельности;
  • эмоциональная вовлеченность (активность в овладении навыков созидательной и преобразовательной деятельности);
  • повышение результативности (участие в Международных, Всероссийских, областных, городских, районных выставках-конкурсах).

Достижения авторов в области развивающих инновационных технологий:

  • медаль «Золотой Фонд Российского образования», Москва, 2016г.
  • медаль «Н.И. Пирогов», «Элита Российского образования»,  Москва, 2018г.
  • медаль «Элита Российского образования», Москва, 2018г.
  • специальный почетный знак «Золотой Фонд Российского образования», Москва, 2019г.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе