«Развитие наглядно-образного мышления детей с ограниченными возможностями здоровья» (методические рекомендации)
Актуальность
Всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе имеющего отклонения в развитии – важная задача гуманного общества. Любой ребенок должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Поиск способов развития и коррекции школьников с нарушением интеллекта является одним из важных направлений коррекционной психологии и педагогики.
Новизна
На основании опыта работы авторов предлагаются некоторые способы развития наглядно-образного мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, подтвержденные патентами РФ:
- Патент на изобретение № 2378711 «Способ обучения изобразительной деятельности»
- Патент на изобретение № 2378712 «Рисовальный конструктор»
- Свидетельство № 2017620354 «Манипулятивное конструирование: практическое пособие».
Практическая значимость
предлагаемой методики заключается в коррекционно-развивающей направленности одновременного и поэтапного развития наглядно-образного мышления, связанного познавательной функцией, и формирование технических навыков (графических, конструктивных), связанных тактильно-моторной функцией, при которых ребенок с отклонениями в развитии расширяет представление об окружающем мире. Таким образом, осуществляется комплексный подход в решении образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач во внеурочной деятельности.
Накопление опыта практических действий, используя определенный уровень наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления создает ситуацию уверенности в своих силах, что способствует развитию познавательных интересов.
Это позволит успешно решать общие коррекционно-развивающие задачи специального учреждения и семейного воспитания, и может быть использовано педагогами, психологами, воспитателями и родителями во внеклассных занятиях.
Цель
создание условий для развития наглядно-образного мышления детей с ограниченными возможностями здоровья.
Технология развития. Развитие образного мышления, идущее параллельно с освоением алгоритмического рисования и конструирования в процессе созидательно преобразовательной деятельности, позволяет идеальные (невидимые) образы мыслеформ сделать материальными (видимыми).
Сочетание слова, наглядности и практической деятельности является основой развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта.
Результаты
Основными результатами являются:
- повышение мотивации обучающихся (растущий познавательный процесс);
- приобретение практического опыта (расширение представлений об окружающем мире);
- увеличение скорости овладения навыками созидательной и преобразовательной деятельности;
- эмоциональная вовлеченность (активность в овладении навыков созидательной и преобразовательной деятельности);
- повышение результативности (участие в Международных, Всероссийских, областных, городских, районных выставках-конкурсах).
Достижения авторов в области развивающих инновационных технологий:
- медаль «Золотой Фонд Российского образования», Москва, 2016г.
- медаль «Н.И. Пирогов», «Элита Российского образования», Москва, 2018г.
- медаль «Элита Российского образования», Москва, 2018г.
- специальный почетный знак «Золотой Фонд Российского образования», Москва, 2019г.
Голос из ВКонтакте