«Психологическая служба вуза: функционирование в современных условиях развития высшего образования (опыт ТГПУ им. Л. Н. Толстого)» (коллективная монография)
Деятельность психологической службы в ТГПУ им. Л. Н. Толстого направлена на оказание качественной и доступной психологической помощи студентам в решении социально-психологических проблем, возникающих у них в процессе адаптации к вузу и обучения. Психологическая служба призвана обеспечить профилактику нарушений психического здоровья и содействовать развитию личности студентов в процессе их воспитания, обучения и социализации.
Психологическая служба ТГПУ им. Л. Н. Толстого ведет работу по нескольким направлениям. Основными из них являются психологическое просвещение, психодиагностика, психопрофилактическая, развивающая и психокоррекционная работа, а также психологическое консультирование. Дополнительным направлением деятельности психологической службы, актуальность которого обусловлена региональной спецификой, является профориентационная работа среди старшеклассников города и близлежащих поселков Тульской области.
Психологическая служба ТГПУ им. Л. Н. Толстого объединяет действия команды специалистов в единую систему индивидуально-динамического сопровождения процесса становления личности студента на всех этапах его обучения в вузе. Деятельность психологической службы реализуется специалистами-психологами, отвечающим требованиям профессионального стандарта педагога-психолога, прошедшими соответствующее повышение квалификации, конкурсный отбор, имеющими навыки и мотивацию практической работы со студентами.
В настоящее время в ТГПУ им. Л. Н. Толстого внедряется вариант службы, предусматривающий наличие центральной группы психологов, ориентированной на перспективные исследования и выбор практических форм психологической помощи. На факультетах им помогают кураторы студенческих групп. Изучение специфики факультета, определение объема необходимого вмешательства психологов, информирование и консультирование декана становится областью компетенции психологов межфакультетской секции.
В сложившихся условиях важное научно-теоретическое и практическое значение приобретает актуальность формирования новой парадигмы и кон-цепции организации психологической службы в вузе, что определило постановку цели нашей работы: на основе теоретического анализа и экспериментального исследования разработка действенной модели и выявление условий повышения эффективности деятельности психологической службы вуза в аспекте сохранения и укрепления психического и психологического здоровья обучающихся.
В ходе исследования, результаты которого представлены в монографии, были выявлены основные тенденции в формировании студента как субъекта и как личности в период социально-психологической адаптации к обучению в вузе.
Авторами монографии было проведено изучение основных психологических проблем, с которыми студенты обращаются за помощью к психологу, осуществлена их систематизация, что позволило спроектировать и максимально конкретизировать направления последующей профилактической деятельности. Выявлены проблемы адаптационного периода, охарактеризованы психологические типы адаптации, для каждого предложены наиболее эффективные технологии.
Исходя из поставленных задач, нами была разработана и успешно апробирована на практике концептуальная модель деятельности психологической службы вуза в современных условиях, которая включила в себя принципы организации и условия деятельности, обеспечивающие ее эффективность, компоненты системы психологической помощи (цели, функции, этапы, условия, механизмы, формы, методы, направления деятельности, критерии) и дано описание их содержательного наполнения. Конкретизированы задачи и формы работы психологической службы вузы, направленные на оптимизацию условий обучения: оказание студентам индивидуальной консультативной психологической помощи в ситуациях жизненных затруднений, укрепление психологического здоровья, содействие раскрытию личностного потенциала и самореализации посредством применения совокупности адекватных методов. Определены основные организационно-технологические аспекты реализации системы психологического сопровождения с целью личностного развития и формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности и построению профессиональной карьеры.
Предложенную структуру и технологии сопровождения можно рассматривать как универсальные, которые могут использоваться в разных вузах на всех этапах обучения студентов, способствовать самоорганизации обучающихся. При таком подходе выстаивается целостная система, направленная на оценку, прогнозирование и коррекцию психического развития, функционального состояния и адаптированности студентов, в том числе, лиц с ОВЗ и инвалидностью, профилактики негативных социально-психологических явлений в их сре-де, оптимизацию учебно-воспитательного процесса с целью сохранения здоровья и повышения качества подготовки обучающихся. Эффективность деятельности психологической службы ТГПУ им. Л.Н. Толстого подтверждена методом сравнения изучаемых количественных и качественных показателей. Реализация разработанной модели психологической службы обеспечила следующие результаты: формирование у студентов вуза активной позиции в решении проблем личностного становления и развития; преемственность развития личностно-профессионального потенциала студентов на последовательных этапах непрерывного образования (школа, вуз, стажировка), организующим элементом которого выступает вузовский этап; интеграцию субъектов воспитательно-образовательной среды вуза (психологи, педагоги, кураторы студенческих групп и др.).
Авторами разработаны и внедрены тренинги формирования и коррекции личностных характеристик, соотносимых с задачами личностного и профессионального развития студентов. Установлено позитивное влияние применяемых форм психологической помощи на результаты учебно-профессиональной деятельности обучающихся. Таким образом, коллективом авторов предложена действенная модель и реализован удачный проект, в котором осуществлен системный подход к организации психологической службы вуза. Отличительной особенностью психологической службы в ТГПУ им. Л. Н. Толстого стала ориентированность на результаты экспериментальных исследований вузовских преподавателей-психологов с целью дальнейшего применения адекватных форм психологической помощи в работе со студентами.
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте