Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Краски жизни» (арт-терапевтическая программа психологического сопровождения девушек 14-16 лет в кризисном состоянии)

Автор:

  • Ситкина Евгения Дмитриевна

    Кандидат психологических наук, Педагог-психолог и доцент кафедры специальной и клинической психологии, ГБОУ "Областной центр диагностики и консультирования" и ФГБОУ ВО "Челябинский государственный университет" (Челябинск)

Организация: ГБОУ "Областной центр диагностики и консультирования" г.Челябинск

Предлагаемая арт-терапевтическая программа представляется практически значимой и актуальной, поскольку, исходя из опыта консультативной деятельности психологов ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования», число обращений подростков с антивитальным поведением, отказом от социальных контактов, эмоциональной подавленностью увеличивается, при этом имеется ограниченный круг психологических программ, адресатом которых являются дети в кризисном состоянии.

Цель программы - содействие формированию конструктивных способов выхода из кризисного состояния у девушек 14-16 лет средствами арт-терапии.

Участники программы: девушки 14-16 лет, находящиеся в кризисном состоянии, проявляющемся в дезадаптивных формах поведения в семье и социуме.

Программа представлена тремя блоками, последовательно решающими задачи преодоления кризисного состояния.

  • Блок 1 – направлен на  стабилизацию эмоционального состояния. Работа на этом этапе ориентирована на содействие  получению новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплению. Происходит спонтанное знакомство с материалами арт-терапевтического кабинета, формирование предпосылок доверительного отношения к ведущему и группе. Участницы на символическом образном уровне соприкасаются со своими эмоциями, учатся их регулировать, справляться с аффектами. 
  • Блок 2 – направлен на реконструирование психотравмирующей ситуации на символическом уровне с помощью художественно-творческой деятельности. Работа на данном этапе содействует отреагированию травматических воспоминаний; интеграции эмоциональных переживаний, связанных с травмирующей ситуацией, в более широкий контекст своей жизни.  
  • Блок 3 – направлен на актуализацию креативных потребностей и творческого самовыражения; на формирование уникальной жизненной перспективы.

Такая структура программы соотносится со спецификой и этапностью работы с лицами в кризисном состоянии.

Апробация программы проведена с 15 сентября 2017 г. по 31 мая 2019 г. на базе в реабилитационного отделения ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» г. Челябинска. В апробации приняли участие 40 девушек.

Анализ результатов диагностики участниц с помощью опросников «Самочувствие, активность, настроение», «Исследование тревожности» Спилбергера, «Шкала депрессии Бека» до начала реализации программы и по итогам ее завершения  свидетельствует о статистически достоверных изменениях в состоянии девушек по ряду параметров. Отмечается положительная динамика в их самочувствии, активности и настроении, однако общее состояние еще требует психологического сопровождения.

Характерно существенное уменьшение числа участниц с высоким уровнем ситуативной тревожности и увеличение числа участниц со средним уровнем ситуативной тревожности. Присутствует тенденция к некоторому увеличению числа участниц с низким уровнем тревожности. 

Отмечается значимое снижение процента участниц с умеренной депрессией и увеличение с удовлетворительным эмоциональным состоянием.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе