«МИРС: методика изучения речевой самооценки» (психологический инструмент для диагностической работы с дошкольниками и младшими школьниками)
Актуальность
В литературе по проблемам коррекции заикания у дошкольников отмечается, что для них, как и для сверстников без нарушений, характерна адекватно завышенная, устойчивая, слабо дифференцируемая самооценка. Это же характерно и для речевой самооценки. Дети слабо осознают, что их речь чем-то отличается от речи других детей. Учитывая феномен фиксированности внимания заикающихся на речевом дефекте, существует риск, что с возрастом общая и речевая самооценки занижаются. В перспективе это повлечет повышение тревожности, формирование ранней логофобии, боязнь отрицательного мнения окружающих о себе и своей речи, в перспективе – сокращение контактов со сверстниками и другими людьми. На сегодняшний день в диагностической практике исследования по изучению речевой самооценки отсутствуют.
Новизна проекта
заключается в создании диагностического инструмента для изучения речевой самооценки дошкольников и младших школьников с заиканием.
Значимость проекта
Данный психологический инструмент позволяет исследовать влияние заикания не только на общую самооценку личности, которая в дошкольном возрасте адекватно завышена, но и на самооценку речи, которая, по нашим наблюдениям, на рубеже дошкольного и школьного возраста претерпевает некоторые трансформации. С его помощью психолог может вовремя заметить негативные тенденции влияния заикания на самооценку, самоотношение и самореализацию, прежде всего в общении.
Цель разработки инструмента
Изучение речевой самооценки дошкольника, ее адекватности, устойчивости и дифференциации, а также установление ее зависимости от степени выраженности заикания и факторов общения с близкими людьми.
Задачи
-
Представить методику изучения речевой самооценки у дошкольников с заиканием.
-
Оформить результаты апробации методики с разными группами детей дошкольного и школьного возраста.
-
Способствовать расширению диагностических средств изучения личности заикающихся дошкольного возраста.
Основное содержание работы
1-й этап – разработка МИРС: бланк опросника, детализирующего представления ребенка о речи и критериях ее оценки, пилотажное исследование – 2017 г.
2-й этап – доработка МИРС за счет разработки карточек-ответов и ее апробация на разных группах: дошкольники и младшие школьники с заиканием и с нормой речевого развития; сравнительный анализ полученных данных, проверка на достоверность – 2018 г.
3-й этап – обобщение и распространение результатов, окончательная доработка диагностического инструмента – 2019 г.
Результаты
-
В ходе апробации МИРС с дошкольниками и младшими школьниками с заиканием (более 200 респондентов) получены данные, проверенные на достоверность.
-
Установлено: формирование фиксации на речевом дефекте начинается уже в дошкольном, а не младшем школьном возрасте, так как выявлены дети, имеющие тенденцию к занижению самооценки уже к 6 годам.
-
Определены факторы снижения речевой самооценки: отношение к заиканию родителей и «общественных взрослых» (воспитатель, учитель), а также условия, в которых осуществляется коррекция заикания и социальная реабилитация детей (или их отсутствие).
Выводы
МИРС позволяет отслеживать отношение дошкольников и младших школьников к собственной (нарушенной) речи, что позволяет своевременно корректировать речевую самооценку в случае занижения, тем самым, препятствуя ранней фиксации на речевом дефекте. Это будет способствовать полноценному личностному развитию, самореализации в общении и успешной социализации ребенка в обществе.
Содержательные материалы Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени) Заинтересовал проект? Расскажите о нём: За этот проект
проголосовало: 28 читателей ▼12.03.2024 22:08:36Мадунц Наиля МахмутовнаПонятно и просто изложенная Методика для работы с заикающимися дошкольниками и младшими школьниками. Интересная работа. 12.03.2024 22:08:36Мадунц Ксения ИгоревнаБлагодарю за раскрытие актуальной на сегодняшний день темы. Дети растут в непростое время,когда стрессов огромное колличество вокруг. Анна Юрьевна раскрыла проблему очень четко. Спасибо за опросник и проделанную работу. С Уважением,Ксения. 12.03.2024 22:08:36Гусаров Сергей ВалериевичПредставленная методика безусловно обладает актуальностью и новизной, т.к. на сегодняшний день в научной литературе не представлена методика речевой самооценки у дошкольников с заиканием. Между тем, выявление отношения к своему речевому дефекту детей на раннем этапе, позволит повысить эффективность устранения заикания, т.к. позволит избежать или значительно снизить опасность дальнейшей фиксации на дефекте в подростковом возрасте, что представляет серьезную проблему в практической деятельности специалистов, работающих с данным нарушением. 12.03.2024 22:08:36Хованская Оксана НиколаевнаПредлагаемый проект весьма актуален, поскольку он позволяет выявить отношение дошкольников и младших школьников к собственной речи, что поможет своевременно скорректировать речевую самооценку ребенка. В дальнейшем же это будет способствовать полноценному личностному развитию, самореализации в общении и успешной социализации. 12.03.2024 22:08:36Яковистенко Анастасия ДмитриевнаОчень нужный диагностический инструмент в работе с людьми, имеющими коммуникативно-речевые нарушения. Благодарю Анну Юрьевну за данную разработку! 12.03.2024 22:08:36Семенова Вероника ГеоргиевнаОгромную роль в процессе формирования личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста играет его самооценка. Предложенная автором методика изучения речевой самооценки у дошкольников с заиканием особенно актуальна в наши дни. Тема проекта представляет несомненный научный интерес и практическую значимость. 12.03.2024 22:08:36Семенова Василиса АлександровнаОбобщены и систематизированы подходы к изучению речевой самооценки у дошкольников с заиканием, представлена действенная методика. 12.03.2024 22:08:36Прокопец Елена ВикторовнаАнна Юрьевна, спасибо! Как всегда очень интересно и доступно. Буду использовать в работе! 12.03.2024 22:08:36Соборова Ирина АндреевнаОчень интересная работа, которая актуальна логопедам, воспитателям и разумным мамам.
Отрицательное влияние заниженной самооценки на развитие личности, успехов в обучении, построении карьеры и других аспектах жизни человека не вызывает сомнения.
Спасибо автору, что благодаря ее исследованию на ранних этапах можно выявить проблемы с речевой самооценкой у младших школьников и дошкольников и вовремя прововести корректирующие работы.
Заикание - одно из самых болезненных форм речевого нарушения. 12.03.2024 22:08:36Коломейцева Наталия МихайловнаИнтересный и актуальный проект. Данная методика действительно поможет лучше узнать личность ребенка с речевыми проблемами и его отношение к себе и своей речи. 12.03.2024 22:08:36Шостак Анна АлексеевнаСамооценка является одним из ключевых качеств, определяющих способность человека находиться в обществе, реализовать себя, достигать целей, а кроме того, чувствовать себя счастливым, значимым, нужным. Заикающиеся дети по этому критерию находятся в группе риска, в связи с чем актуальность работы Анны Юрьевны приобретает особое значение. Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:35Крымова Юлия ВладимировнаБольшое спасибо за теоретические и практические советы! Очень интересная, информационная, актуальная работа! Спасибо за опросник 12.03.2024 22:08:35Терёхина Наталья СергеевнаДанная работа ценна тем, что диагностический инструмент просто необходим для объективной самооценки детей с заиканием. 12.03.2024 22:08:35Боднар Екатерина Игоревнатема что ненаесть актаульнейшая! Анна Юрьевна вносит неоценимый вклад в этом направлении. 12.03.2024 22:08:35Карпова Наталия ЛьвовнаРазработанная А.Ю. Кругликовой методика изучения речевой самооценки прежде всего важна для заикающихся дошкольников и младших школьников. Это поможет грамотно организовать работу с ними по коррекции речи и отношению ребенка к своим возможностям и успехам. 12.03.2024 22:08:35Зиберт Елена АлександровнаВсегда с интересом знакомлюсь с работами Анны Юрьевны! Этот материал очень важен для работы с детьми с проблемами в речи.В работе с такими дошкольниками важно отследить собственное отношение ребенка к этой проблеме, а предлагаемый инструмент позволяет достаточно оперативно и качественно получить необходимую информацию. 12.03.2024 22:08:34Фесенко Галина ВикторовнаС интересом ознакомилась с работой автора. Предложенный диагностический инструментарий позволяет качественно оценить уровень речевой самооценки дошкольников с проблемой заикания. 12.03.2024 22:08:34Харьковская Ольга Игоревнаактуальная тема диагностики речи дошкольников в работе психолога позволит целенаправленно оказывать коррекционную помощь при речевых нарушениях. Интересный стимульный мат-л ,понятные задания.Удачи автору!!! 12.03.2024 22:08:34Колесникова Наталья АлександровнаСпасибо за интересную и полезную информацию. Сейчас редко можно найти практические рекомендации по теме заикания. Тема актуальна в наше время, так как дошкольники подвержены всевозможным стрессовым ситуациям, что провоцирует заикание, тревожность, неуверенность. 12.03.2024 22:08:34Зеленская Валентина ВладимировнаПроблема заикания у детей в дошкольном возрасте актуальна в настоящее время. Важно, чтобы проводилась помощь детям с заиканием на ранних стадиях развития. Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:34Гусева Елизавета АлександровнаДанная методика актуальна в наше время,т.к проблемы заикающихся сейчас волнуют всех и помощь нужна таким людям. |