Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2019 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«МИРС: методика изучения речевой самооценки» (психологический инструмент для диагностической работы с дошкольниками и младшими школьниками)

Автор:

Организация: МБДОУ д/с "Здоровый ребенок"

Актуальность

В литературе по проблемам коррекции заикания у дошкольников отмечается, что для них, как и для сверстников без нарушений, характерна адекватно завышенная, устойчивая, слабо дифференцируемая самооценка. Это же характерно и для речевой самооценки. Дети слабо осознают, что их речь чем-то отличается от речи других детей. Учитывая феномен фиксированности внимания заикающихся на речевом дефекте, существует риск, что с возрастом общая и речевая самооценки занижаются. В перспективе это повлечет повышение тревожности, формирование ранней логофобии, боязнь отрицательного мнения окружающих о себе и своей речи, в перспективе – сокращение контактов со сверстниками и другими людьми. На сегодняшний день в диагностической практике исследования по изучению речевой самооценки отсутствуют.
Новизна проекта  
заключается в создании диагностического инструмента для изучения речевой самооценки дошкольников и младших школьников с заиканием.

Значимость проекта

Данный психологический инструмент позволяет исследовать влияние заикания не только на общую самооценку личности, которая в дошкольном возрасте адекватно завышена, но и на самооценку речи, которая, по нашим наблюдениям, на рубеже дошкольного и школьного возраста претерпевает некоторые трансформации. С его помощью психолог может вовремя заметить негативные тенденции влияния заикания на самооценку, самоотношение и самореализацию, прежде всего в общении.

Цель разработки инструмента

Изучение речевой самооценки дошкольника, ее адекватности, устойчивости и дифференциации, а также установление ее зависимости от степени выраженности заикания и факторов общения с близкими людьми.

Задачи

  1. Представить методику изучения речевой самооценки у дошкольников с заиканием.
  2. Оформить результаты апробации методики с разными группами детей дошкольного и школьного возраста.
  3. Способствовать расширению диагностических средств изучения личности заикающихся дошкольного возраста.

Основное содержание работы

1-й этап – разработка МИРС: бланк опросника, детализирующего представления ребенка о речи и критериях ее оценки, пилотажное исследование – 2017 г.
2-й этап – доработка МИРС за счет разработки карточек-ответов и ее апробация на разных группах: дошкольники и младшие школьники с заиканием и с нормой речевого развития; сравнительный анализ полученных данных, проверка на достоверность – 2018 г.
3-й этап – обобщение и распространение результатов, окончательная доработка диагностического инструмента – 2019 г.

Результаты

  • В ходе апробации МИРС с дошкольниками и младшими школьниками с заиканием (более 200 респондентов) получены данные, проверенные на достоверность.
  • Установлено: формирование фиксации на речевом дефекте начинается уже в дошкольном, а не младшем школьном возрасте, так как выявлены дети, имеющие тенденцию к занижению самооценки уже к 6 годам.
  • Определены факторы снижения речевой самооценки: отношение к заиканию родителей и «общественных взрослых» (воспитатель, учитель), а также условия, в которых осуществляется коррекция заикания и социальная реабилитация детей (или их отсутствие).

Выводы

МИРС позволяет отслеживать отношение дошкольников и младших школьников к собственной (нарушенной) речи, что позволяет своевременно корректировать речевую самооценку в случае занижения, тем самым, препятствуя ранней фиксации на речевом дефекте. Это будет способствовать полноценному личностному развитию, самореализации в общении и успешной социализации ребенка в обществе.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе