«Техники психологического консультирования современных подростков и молодежи» (мастер-класс)
Молодые люди обращаются к психологам с разнообразными, сложными и подчас неожиданными запросами. А времени и ресурсов, увы, зачастую так мало… В практике большинства психологов регулярно встречаются ситуации, когда помощь нужно оказывать быстро и действенно, для этого есть всего лишь 1 - 2 встречи. Остается мало возможностей вникать в первоисточники проблем и подробно изучать индивидуальные особенности клиента.
От психолога нередко требуется работа не столь «глубокая», сколь оперативная и эффективная! В рамках мастер-класса представлены некоторые консультативные техники, позволяющие оказывать помощь именно так и применимые к широкому спектру подростково-молодежных проблем.
«Существует такое стереотипное мнение, что якобы все проблемы подростков происходят из-за того, что они являются жертвами бушующих гормонов, с которыми не в состоянии совладать, поэтому совершают правонарушения, нехорошие поступки и так далее. На самом деле, это сильно преувеличено: современные технологии позволяют проанализировать гормональный статус подростков и посмотреть, как это связано с отклоняющимся поведением. Оказывается, что эта связь не очень сильна, скорее повышается общая реактивность психики, раздражительность, эмоциональная лабильность, легкость перехода между крайними эмоциональными состояниями. По результатам опроса подростков, очень счастливыми они себя чувствуют в три раза чаще, чем взрослые, а очень несчастными - в 5 раз чаще. Но такое состояние совершенно не означает, что оно должно проявиться в каких-либо социально нежелательных формах, - утверждает ведущий мастер-класса А. Г. Грецов. - Ключевая личностная проблема, которую нужно решить молодому человеку к тому моменту, когда он станет взрослым - это так называемое формирование эго-идентичности. Это система устойчивых представлений о самом себе, о своем месте в мире, о целостности и непрерывности своего жизненного пути, о прошлом, настоящем, будущем, а также о приемлемости или неприемлемости тех или иных форм поведения».