«Личностно ориентированный профессиональный тренинг для педагогов»
Программа психологического тренинга направлена на развитие поведенческой гибкости педагога представляет собой комплекс шести практических занятий. Психологическая диагностика на «входе» позволяет определить уровень сформированности профессиональной идентичности участников тренинга.
В программе четко выдерживается структура построения тренинговых занятий. В описании технологии проведения тренинга существенное внимание уделяется принципам работы участников тренинга и нравственно-этическим принципам работы практического психолога. Соединение ро-левой игры и дискуссии с некоторыми элементами групповой психотерапии и предполагает применение различных подходов: психодраматическгого, гештальттерапии, трансактного анализа, социального психоанализа и т.д.
Практическая значимость программы заключается в ее универсальности. Тренинг рассчитан на работу с педагогами не только в период адаптации в новом профессиональном коллективе, но и направлен на профилактику профессионального стресса.
Актуальность данной программы носить многогранный характер в формировании личностных качеств педагога, сохранения физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспо-собности, активности, творчества, стремится к совершенствованию.
Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья и являются следствием не только психосоматических заболеваний, но и формированием устойчивых профессионально-деструктивных тенденций.
Реализация данной программы дает широкую возможность в области научного поиска новых форм и методов работы практического психолога, так как практическая работа с педагогами в большинстве случаев преследует цель развития гибкости (пластичности) поведения педагога. Проведенная психологическая диагностика подтверждает, что основной проблемой, затрудняю-щей решение педагогических задач, создающих фрустрацию (состояние тревоги и напряжения) у педагога, являются относительно низкие показатели интеллектуальной гибкости, поведенческой ригидности (стереотипности поведения).
В технологии программы и модбора методик порядок изменения поведения учителя рассматри-вается не как линейное движение, а как процесс, происходящий по спирали. При каждой попытке изменить свое поведение (развить ту или иную характеристику) педагог проходит через одни и те же стадии (мотивация, осознание, переоценка, действие). Чем больше попыток совершается, тем больше нового осознанного опыта получает педагог, тем выше уровень профессионального самосознания, т.е. профессионального развития, основанного на самореализации. У педагога по-является возможность выхода в более глубокий слой отношений, называемых в философии ду-ховно-практическими, связанными с перестройкой сознания, с трансцендированием (выходящий за пределы повседневного эмперического опыта) в области жизненных смыслов.
Сроки реализации носят гибкий характер. Они могут охватывать период учебного года, занятия иметь определенную цикличность на протяжении учебного периода, выполняя как обучающую функцию, так профилактику профессионального стресса. Сроки реализации могут быть значи-тельно сокращены, практические занятия представлены единым психологическим тренингом (6 дней по 2,5 часа).
Этапы реализации программы:
1 этап. Диагностический (психологическая диагностика, мотивация педагогов).
2 этап. Аналитический (количественный и качественный анализ данных психодиагностики, кон-кретизируется и корректируется специфичность психотехнических упражнений тренинговых за-нятий).
3 этап. Основной. Реализация тренинговых занятий.
4 этап. Коррекционный (анализ результативности работы).
Программа предназначена для работы с педагогами, как одна из технологий, направленной на развитие творческого и профессионального потенциала, сбережение психического и физического здоровья.
Место проведения, реквизиты:
Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, Государственное образовательное учреж-дение среднего профессионального образования «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий».
Схема управления программой:
Основным координирующим звеном в реализации тренинговой программы является админист-рация Колледжа, которая основное исполнение практического проекта делегирует педагогу-психологу.
Распределение функционала в реализации программы:
Администрация:
- Определение сроков реализации программы и периодичности занятий, время проведения заня-тий.
- Подбор тренинговой группы.
- Предоставление аудитории (помещения) для проведения практических занятий с педагогами.
- Материально-техническое оснащение.
Педагог-психолог:
- Составление цикла занятий тренинговой программы.
- Мотивация педагогов на участие в тренинговой программе.
- Подготовка и проведение психологической диагностики педагогов с последующей статистиче-ской и аналитической обработкой.
- Подготовка и проведение практических занятий тренинговой программы.
Цели программы:
Сохранение психоэмоционального здоровья педагога посредством развития психолого-педагогической компетенции.
Задачи программы:
- Развитие мотивационно-потребностной сферы (мотивация достижений, профессиональное са-моопределение).
- Повышение социально-профессионального статуса (формирование имиджа, статуса, позитив-ной «Я-концепции»).
- Формирование отдельных видов профессиональной деятельности (интеллектуальных умений, креативности и т.д.).
- Регуляция эмоциональной сферы (рефлексия эмоциональных состояний).
- Развитие социально и профессионально важных качеств, способностей (профессиональное со-трудничество, коммуникативности, профессионального творчества).
- Усиление потребности в психогигиене (формирование профессиональной идентичности, само-совершенствования).
Прогноз возможных трудностей и негативных последствий в реализации программы:
При реализации программы негативных последствий не прогнозируется, однако можно прогно-зировать возможные трудности:
- Пассивное участие педагогов в участии в практических занятиях, нерегулярность посещения практических занятий по причине загруженности участников тренинга. Данную проблему можно разрешить путем повышения информационной компетентности и мотивирования педагогов в данном направлении.
- Яркая негативная реакция на участие в тренинге педагогов, имеющих высокий уровень профес-сионального стресса.
План тренинговых занятий:
Занятие 1. Психологическая диагностика профессиональной адаптации педагога и изучении я психофизиологических профессионально значимых свойств личности педагога (изучение про-фессионально значимых качеств педагога, уровень развития эмпатии и адаптивных функций).
Занятие 2. Тренинг сотрудничества и коммуникативности (повышение сплоченности группы, формирование межличностной привлекательности членов группы, углубление процессов само-раскрытия).
Занятие 3. Тренинг креативности (творческих способностей) – повышение эффективности инди-видуального и группового решения задач, развития творческого потенциала участников.
Занятие 4. Тренинг уверенности, поощрения и похвалы (В педагогике поощрение – это метод воздействия и воспитания на исполнителя, выражающий одобрение его действий, стимулирую-щий к активному продолжению деятельности, вызывающий оптимистическое настроение. Цель занятия – овладение навыками и правилами воздействия на окружающих при взаимодействии с ними).
Занятие 5. Тренинг рефлексии (понимания и принятия себя в структуре когнитивных представ-лений). Цель занятия – создать благоприятные условия для освоения активного стиля общения, методов передачи информации и приемов обратной связи; дать возможность взглянуть на себя со стороны; осознать свои ранее неосознаваемые привычки, особенности речи, поведения; продол-жить самораскрытие и осознание своих сильных сторон своей личности, что дает чувство внут-ренней устойчивости и доверия к самому себе.
Занятие 6. Тренинг развития эмоционального интеллекта педагога (развитие сбалансированных межличностных отношений участников группы, формирование способности понимать отноше-ние личности, воспроизводимые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе интел-лектуального синтеза и анализа).
Результаты и выводы:
В реализации программы приняло участие 12 педагогов, преимущественно участники имели пе-дагогический опыт, но являлись вновь пришедшими в трудовой коллектив.
По результатам реализации программы наблюдается устойчивая положительная динамика в профессиональной самореализации участников данного проекта: гармоничная адаптация педаго-гов в профессиональном коллективе; увеличение профессиональной активности, имеет место развитие профессионально важных качеств педагога, значительно увеличивается показатель вер-бализации и рефлексии. Данные параметры подтверждены статистическими показателями.