«Шкала оценки академической прокрастинации PASS (адаптация опросника на русскоязычной выборке)» (методические рекомендации)
В связи с возрастающей информационной нагрузкой на современного человека, прокрастинация - систематическое откладывание на потом важных действий – прочно вошла в поле зрения психологов. По данным исследователей, распространенность прокрастинации в обществе достигает 20-25 % среди мужчин и женщин (Harriott, Ferrari, 1996), важно отметить, что число людей, склонных к прокрастинации, только увеличивается (Kachgal et al., 2001; Tibbett, Ferrari, 2014). В современном обществе, в котором основной упор делается на достижения каждого отдельного человека, прокрастинация выступает именно как проблема личности. Многочисленные исследования западных и отечественных ученых выявили важные связи феномена прокрастинации с высоким уровнем стресса, с неуспешными копинг-стратегиями, неадекватным личностным самоопределением (Tice, Baumeister, 1997; Larson, 2001; Sirois, Pychyl, 2002; Карловская, 2009; Киселева, 2014). Это дает основание предположить, что у лиц с прокрастинацией выше вероятность развития депрессивных состояний и общего ухудшения здоровья. В группе риска находится значительная часть молодого работоспособного населения. Изучение прокрастинации у взрослой части населения сопряжено с определенными трудностями, связанными с активной занятостью. Достаточно рано многими зарубежными исследователями была выделена академическая прокрастинация, что позволяет многосторонне исследовать феномен у молодых людей, обучающихся в средних и высших учебных заведениях и оказывать им при необходимости квалифицированную помощь. Изучение академической прокрастинации не дает ответа на все вопросы к феномену, но позволяет увидеть формирование и развитие прокрастинации в молодом возрасте.
Цель проекта – представление инструмента для оценки академической прокрастинации. Работа по переводу и адаптации опросника «Шкала оценки академической прокрастинации PASS» (оригинал Procrastination Assessment Scale for Students by L. Solomon & E. Rothblum) была начала в диссертационной работе автора в 2013 году. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук «Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте» была успешно защищена в 2016 году. В последующие годы была продолжена работа по улучшению адаптированной версии опросника и увеличению выборки русскоязычного населения (студенты вузов и техникумов в количестве более 1000 респондентов). Окончательный вариант методики был опубликован в 2018 году в виде печатных методических рекомендаций «Шкала оценки академической прокрастинации PASS» (оригинал Procrastination Assessment Scale for Students by L. Solomon & E. Rothblum, 1984) в адаптации Зверевой М.В.». На 12-ом саммите психологов, прошедшем в Санкт-Петербурге в 2018 году, автором был успешно проведен мастер-класс «Прокрастинация: стиль жизни или проблема современности? Методики оценки прокрастинации, особенности личности прокрастинаторов». В методических рекомендациях полностью представлена процедура диагностики, текст опросника, даны нормативные данные, также рассматривается важный клинический аспект феномена и его особенности для клинических групп пациентов, у которых был отмечен феномен прокрастинации.
Материалы исследований феномена прокрастинации и вопросы, связанные с адаптацией опросника «Шкала оценки прокрастинации PASS» представлены в следующих публикациях автора:
-
Зверева М.В Прокрастинация и психическое здоровье // Психиатрия, №4 (64) 2014.
-
Зверева М.В., Ениколопов С.Н., Олейчик И.В. Прокрастинация и агрессия при психической патологии у лиц молодого возраста // Психологическая наука и образование. 2015. Т.20. №2. С.70–77. doi:10.17759/pse.2015200208.
-
Зверева М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке // Психологическая наука и образование. 2015. Т.20. №1. С.79–84.
-
Зверева М.В. Специфика проявления прокрастинации при дизонтогенезе в юношеском возрасте. Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи: сборник научных статей. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2015. – 139с.
-
Зверева М.В. Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата психол. наук по специальности 19.00. 04.–СПб, 2016
-
Зверева М.В. Особенности академической прокрастинации у учащихся гуманитарных и технических ВУЗов. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Международной научно-практической конференции (10-11 октября 2018 г., Санкт-Петербург) / Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. Часть 1. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 354 с.
Содержательные материалы
Ссылки Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени) Заинтересовал проект? Расскажите о нём: За этот проект
проголосовало: 172 читателя ▼12.03.2024 22:08:31Турусов Станислав ВладимировичТема прокарстинации является одной из центральных тем моего исследования, Планирую использовать данный опросник в работе с клиентами. 12.03.2024 22:08:31Раймова Елена ГригорьевнаАдаптация опросника посвященного прократинации позволит получить достоверные данные по данному направлению, что может послужить хорошей основой для понимания данного феномена. 12.03.2024 22:08:31Ковалева Ирина ВикторовнаФеномен прокрастинации формируясь в юном возрасте тормазит развитие личности, препятствует раскрытию потенциала личности, способствует развитию депрессии и тормозит создание здоровой конкуренции и прогресса в обществе. 12.03.2024 22:08:31Родионова Елена ЮрьевнаВ свое время, я писала курсовую работу на похожую тему и мне интересно, что нового появилось сейчас в науке по этом направлении. 12.03.2024 22:08:31Колпакова Анастасия ЕвгеньевнаДиагностический инструмент представляется крайне нужным и полезным в работе практикующих психологов в сфере образования 12.03.2024 22:08:31Подолкина Елизавета АлександровнаАдаптированный опросник оценки академической прокрастинации PASS представляет особый интерес для работы психолога. 12.03.2024 22:08:31Янкевич Евгения ВячеславовнаДанная тема актуальна, методические рекомендации могут использоваться как преподавателями вузов, так и психологами 12.03.2024 22:08:31Сагалакова Ольга АнатольевнаШкала может быть полезна в диагностике проблем академической дезадаптации, использована в исследованиях, исследующих психологические механизмы и типы прокрастинации. Очень современная и актуальная проблема. 12.03.2024 22:08:31Гурьянова Надежда АндреевнаПрофессионально, полезно, информативно, актуально, значимо, интересно для меня и должно быть для всех. 12.03.2024 22:08:31Гуткевич Елена ВладимировнаАктуальной является новая адаптированная шкала выявления особенностей прокрастинации для использования в наших "особенных" условиях российской действительности. 12.03.2024 22:08:31Корниенко Елена ЕвгеньевнаПроблема современного мира! Хороший инструмент позволит найти точку выхода из положения, которое кажется тупиковым... 12.03.2024 22:08:31Камнева Полина МихайловнаЯ считаю эту разработку крайне интересной, в связи с неизученностью данной темы, которая представляется актуальной. 12.03.2024 22:08:31Щелкова Ольга ЮрьевнаМетодика полезна, как для школьного, так и клинического психолога. Готовый психодиагностический инструмент. Ясный и компактный. 12.03.2024 22:08:30Волынец Константин Валерьевичизучение прокрастинации сопряжено с огромной прокрастинацией самих исследователей, поэтому автору столь важной методики необходимо отдать свой голос! 12.03.2024 22:08:30Кобзова Мария Петровнаочень полезный и выполненный на высоком уровне инструментарий для диагностики академической прокастинации 12.03.2024 22:08:30Сударева Маргарита Александровнапрокрастинация часто встречаемое явление, и , актуализация растет, поэтому изучение этой проблемы требует большего внимания и безусловно тестам и опросникам требуется адаптация на русскоязычную выборку 12.03.2024 22:08:30Самарина Эльвира ВладимировнаОчень интересный и актуальный инструмент для работы по психологическому сопровождению студентов. Первое методическое руководство на русском языке с возрастными шкалами и подробным алгоритмом обработки данных. 12.03.2024 22:08:30Пехова Дарья ВикторовнаПрокрастинация - серьезная, набирающая обороты психологическая проблема для многих людей в последние годы. Студенты и ученики перестают справляться с нагрузкой и их показатели ухудшаются. Выделенная шкала оценки поможет оценить состояние проблемы и запустить процесс психологической помощи молодым людям. 12.03.2024 22:08:30Пирожкова Елена АлександровнаВ наше время, к сожалению, создается мало отечественных методик. Но это не означает, что мы в них не нуждаемся. Поэтому адаптация и апробация опросников это очень полезно. Спасибо большое! 12.03.2024 22:08:30Заюнчковский Олег СергеевичПрокрастинация - один из наиболее актуальных предметов изучения современной психологии. Существенную роль в академической неуспеваемости играет прокрастинация. Адаптация диагностических методик в русскоязычной выборке востребована и актуальна. 12.03.2024 22:08:30Уласень Татьяна ВалентиновнаПредложенная шкала имеет большой практический выход, поскольку позволяет точно диагностировать маркеры личностных нарушений, приводящих к социально-психологической дезадаптации. Полученные в ходе ее использования данные могут быть использованы при составлении индивидуальной программы психокоррекционных мероприятий. 12.03.2024 22:08:30Оттесен Нина БорисовнаОчень интересная оригинальная методика. Раньше этим, по-моему, никто не занимался. 12.03.2024 22:08:30Мызникова Ирина ВячеславовнаПрокрастинация является актуальной проблемой в современном обществе, поэтому следует уделить больше внимания методам ее оценки как минимум 12.03.2024 22:08:30Мельникова Дарья Михайловна1. Актуальная тема исследования;
2. Методика может быть практически применима и быть использована для выявления и предотвращения негативных аспектов феномена прокрастинации у студентов;
3. Данная методика также позволяет выявить личностные особенности молодых людей, склонных к прокрастинации, что способствует более глубокому понимаю феномена прокрастинации 12.03.2024 22:08:30Касаткин Андрей ВитальевичОчень актуальная методика для работы с пациентами, страдающими химической зависимостью 12.03.2024 22:08:30Зенина Татьяна ВячеславовнаВ наше время прокрастинация является проблемой с тенденцией развития, очень интересно понять причины, знать как бороться 12.03.2024 22:08:30Трушкина Светлана ВалерьевнаПроблема очень актуальна; сама методика адаптирована и стандартизирована по всем канонам - что редкость сейчас. 12.03.2024 22:08:30Корнеева Алиса ЮрьевнаОчень важная и полезная методика, позволяющая проводить более тщательную диагностику эмоционально-личностной сферы 12.03.2024 22:08:30Крюкова Анастасия ЭдуардовнаМне кажется, что из предложенных это наиболее актуальная тема, затрагивающяя очень широкий круг людей. Прокрастинацией страдают большинство населения, особенно в нашем современном мире, где высоко ценится успешность человека в своём деле. 12.03.2024 22:08:30Давтян Елена НиколаевнаАктуальная тема. С интересом и большой симпатией отношусь к работам этого молодого и перспективного ученого. 12.03.2024 22:08:30Скавронская Мария СергеевнаПроведённая автором работа по адаптации методики позволит расширить имеющиеся на сегодняшний день представления о феномене академической прокрастинации. 12.03.2024 22:08:30Марусанова Галина ИгоревнаДля отечественной психологии характерен дефицит стандартизированных и валидизированных психодиагностических методик, направленных на изучение феномена прокрастинации. Русскоязычная адаптация опросника PASS является серьезным вкладом в развитие данной области.
Благодарю коллегу за выбор темы исследования, объем и глубину проделанной работы. Желаю новых творческих побед и очередных научных достижений! 12.03.2024 22:08:30Гриднева Вилена ЮрьевнаЯвляюсь вечным студентом. Вопрос прокрастинации весьма актуален! Данная методика, цитирую: " ... позволяет многосторонне исследовать феномен у молодых людей, обучающихся в средних и высших учебных заведениях и оказывать им при необходимости квалифицированную помощь." Я молода, все обучаюсь и обучаюсь в ВУЗе, уже хотелось бы закончить, но все откладываю на потом. Надеюсь методика поможет преодолеть себя и все-таки обучение завершить. 12.03.2024 22:08:30Савушкина Полина АлексеевнаНа данный момент прокрастипация действительно большая проблема как для подростков, так и для взрослых. А как и с любой проблемой, ее нужно сначала выделить, поэтому опросник это очень важный инструмент для работы психолога. 12.03.2024 22:08:30Никитина Наталья ДмитриевнаПрокрастинация - актуальная тема нашего времени, затрагивающая, в той или иной степени, каждого. Важно знать причины ее возникновения, формирование, развитие и способы устранения. 12.03.2024 22:08:30Лимаева Тамара Интересная и полезная с моей тз информация. 12.03.2024 22:08:30Ключкина Софья МихайловнаХорошо апробированная методика. Актуальный инструмент для оценки такого немаловажного явления как прокрастинация. 12.03.2024 22:08:30Азорская Мария ПавловнаОценка академической прокрастинации необходимо для разработки ее профилактики 12.03.2024 22:08:30Казьмина Ольга ЮрьевнаЭта методика очень важна для изучения прокрастинации как в норме, так и у психически больных. Она оригинальна. Дает репрезентативные данные. 12.03.2024 22:08:30Топанова Гульмира ТуяковнаПроблема прокрастинации одна из самых актуальных проблем для современной молодежи. Задержка выполнения необходимой деятельности , не в полной мере осознается как психологическая проблема. Адаптация данного теста на русский язык оказалась своевременной и необходимой. Данный инструмент может быть использован для психопрофилактической работы и для проведения научных исследований. 12.03.2024 22:08:30Кравцова Наталья АлександровнаПроблема прокрастинации в современном обществе актуальна, а на Дальнем востоке особенно! Как показали исследования Серкина, именно дальневосточники, приехавшие "на время - на заработки" привыкают откладывать жизнь на потом, на возвращение. далеко не все возвращаются, а прокрастинация, как способ отношения к деятельности, к жизни интериоризируется детьми и т.д. Уже используем эту методику для определения прокрастинации у студентов и планируем более широкие исследования. Благодарна автору за доступный методический аппарат. 12.03.2024 22:08:30Козловская Лариса ТухтаевнаОчень актуальная тема и прекрасно адаптированная методика- можно применить и в терапии, и в коучинге 12.03.2024 22:08:30Гришунина Елена ВладимировнаЧрезвычайно актуальная тема для практики консультирования и терапии, где с проблемой прокрастинации клиента психолог сталкивается очень часто. И действительно есть методическая "пустота" относительно измерения уровня выраженности этой проблемы. 12.03.2024 22:08:29Седова Екатерина ОлеговнаПроблема прокрастинации очень актуальна для современного социума, поэтому требуются соответствующие диагностические инструменты. 12.03.2024 22:08:29Клочихина Софья АлександровнаБлагодаря адаптации данного опросника мы провели исследование посвященное взаимосвязи академической прокрастинации и суицидального поведения среди студентов и теперь появилась возможность дальнейших исследований в данной теме. 12.03.2024 22:08:29Рощина Ирина ФедоровнаАвтор успешно адаптировала зарубежную методику, которая может быть использована для расширения диагностических возможностей психолога в работе с молодыми людьми. 12.03.2024 22:08:29Альбов Александр СергеевичПриобретение нового профессионального инструмента для работы с насущной проблемой - есть хорошо! 12.03.2024 22:08:29Галасюк Ирина НиколаевнаПроект чрезвычайно интересен с научной точки зрения и актуален для практической работы с клиентами. Это современный инструмент, позволяющий проводить исследования прокрастинации в России на мировом уровне. 12.03.2024 22:08:29Самсонова Анна АлександровнаВ моей работе данный опросник окажется весьма важным и необходимым инструментом оценки такого качества личности, как прокрастинация- которая становится "бичом нашего времени". Исследование с помощью этой шкалы в динамике поможет оценить результативность психокоррекционной работы, направленной на снижение прокрастинационных тенденций. 12.03.2024 22:08:29К. Елена А.This is a well-researched project, technically written and occasionally brilliant 12.03.2024 22:08:29Карловская Наталья НиколаевнаДавно ожидаемая методика по прокрастинации. Знакомство с диссертаций Зверевой М.В. показало степень проработанности проблемы прокрастинации и высокий уровень освоения инмтрументария с соблюдением всех психометрических требований. 12.03.2024 22:08:29Беляева Анастасия СергеевнаОчень полезный инструмент, особенно в наше перегруженное информационными потоками время. Побольше бы таких проектов и талантливых молодых ученых! 12.03.2024 22:08:29Посудневская Людмила МихайловнаХорошо апробированная методик .Сделана качественная и количественная обраоботка. Можно с ууспехом пользоваться. 12.03.2024 22:08:29Малюков Сергей НиколаевичОтличная шкала, очень не хватало инструмента для исследования такого распространенного явления. 12.03.2024 22:08:29Федорова Юлия Николаевнадостойный и интересный проект, особо актуальный в условиях современной действительности 12.03.2024 22:08:29Попова Анастасия АлександровнаПричина выбора данной темы достаточно прост - на сегодняшний день прокрастинация - одна из основных проблем современного человека. Будь то учеба, работа или что то более серьезное - прокрастинация может стать проблемой каждого! 12.03.2024 22:08:29Исаев Виктор ГеннадьевичПрокрастинация действительно новое слово в науке, а новому термину - новые инструменты! 12.03.2024 22:08:29Фейзуллаева Ирада МардановнаАктуальная проблема современного человека и интересная с точки зрения психологиикак науки. Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:29Картавцева Татьяна СергеевнаТема изучается Марией давно планомерно и поэтапно. Проблема является актуальной в современном обществе. Этот инструмент является новым в психологии. 12.03.2024 22:08:29Кевац Маргарита АлександровнаПрекрасная адаптация опросника! С учетом того, на какой выборке проводилось российское исследование, это вызывает еще больше восхищения! Голосую, однозначно. 12.03.2024 22:08:29Наджарова Анастасия ЕвгеньевнаДолго откладывала написание причины, пытаясь верно и грамотно сформулировать. Очевидно, проблема важная. 12.03.2024 22:08:29Бойко Инесса ВадимовнаКак человеку, который прокрастинирует чаще, чем хотелось бы, мне данный проект кажется одним из актуальных на сегодняшний день. 12.03.2024 22:08:29Лукина Дарья СергеевнаОчень актуально, ново и увлекательно! Побольше бы таких "неизбитых" тем проектов! Ждем продолжения работы в данной сфере! 12.03.2024 22:08:29Вещикова Милена ИгоревнаПрокрастинация - распространенная проблема, и подготовка инструментов ее изучения подготавливает почву для дальнейшей работы в этой области 12.03.2024 22:08:29Чеботарева Зоя ВладимировнаПрокрастинация- проблема нашего времени, являющаяся следствием все возрастающего темпоритма жизни. Но жизненно ли это? И что с этим делать? 12.03.2024 22:08:29Шинина Татьяна ВалерьевнаОчень необходимый инструмент в работе практического психолога! Шкала оценки прокрастинации очень важен при работе с подростками и молодежью!!!! 12.03.2024 22:08:29Шведовский Евгений ФеликсовичАдаптация зарубежных шкал на российской выборке - будущее российской науки в плане интеграции с мировыми исследованиями. 12.03.2024 22:08:29Фанталова Елена БорисовнаАктуальность введения новых методик для общей и клинической психологии с помощью их русскоязычных вариантов, позволяющих, в частности, исследовать прокрастинацию как склонность к постоянному откладыванию важных и срочных дел, приводящую к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. 12.03.2024 22:08:29Хромов Антон ИгоревичПредставленная шкала - редкий психометрический инструмент, имеющий очевидное прикладное значение как для практикующих специалистов, так и в исследовательских целях 12.03.2024 22:08:29Александрович Мария ОлеговнаЯ считаю, что этот проект можно охарактеризовать как тщательно подготовленный и профессионально реализованный. A феномен академической прокрастинации актуален и требует дальнейшего изучения. Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:29Ионова Мария ЮрьевнаПрокрастинация - актуальная проблема современности, враг будущего. Спасибо Марии за нужный инструмент. 12.03.2024 22:08:29Пышкин Владимир АнтоновичИнтересная задумка, данные методики дают возможность посмотреть на свои действия с другой стороны, интересно посмотреть локализованную версию. 12.03.2024 22:08:29Чех Денис СергеевичОтлично выполненная работа по одной из самых актуальных проблем в психологии на сегодняшний день. 12.03.2024 22:08:29Поджио Виктория АлександровнаПрокрастинация стала распространенной проблемой, с которой часто обращаются к психологу, поэтому необходим адекватный инструмент для ее диагностики. 12.03.2024 22:08:29Зверева Наталья ВладимировнаАктуальный инструмент для оценки значимого феномена академической прокрастинации, представлен в формате методических рекомендаций, дающих возможность его практического применения |