Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2018 года
Все проекты номинации в 2018 году>
Реферат проекта

«Шкала оценки академической прокрастинации PASS (адаптация опросника на русскоязычной выборке)» (методические рекомендации)

Автор:

Организация: ФГБНУ Научный центр психического здоровья

В связи с возрастающей информационной нагрузкой на современного человека, прокрастинация - систематическое откладывание на потом важных действий – прочно вошла в поле зрения психологов. По данным исследователей, распространенность прокрастинации в обществе достигает 20-25 % среди мужчин и женщин (Harriott, Ferrari, 1996), важно отметить, что число людей, склонных к прокрастинации, только увеличивается (Kachgal et al., 2001; Tibbett, Ferrari, 2014). В современном обществе, в котором основной упор делается на достижения каждого отдельного человека, прокрастинация выступает именно как проблема личности. Многочисленные исследования западных и отечественных ученых выявили важные связи феномена прокрастинации с высоким уровнем стресса, с неуспешными копинг-стратегиями, неадекватным личностным самоопределением (Tice, Baumeister, 1997; Larson, 2001; Sirois, Pychyl, 2002; Карловская, 2009; Киселева, 2014). Это дает основание предположить, что у лиц с прокрастинацией выше вероятность развития депрессивных состояний и общего ухудшения здоровья. В группе риска находится значительная часть молодого работоспособного населения. Изучение прокрастинации у взрослой части населения сопряжено с определенными трудностями, связанными с активной занятостью. Достаточно рано многими зарубежными исследователями была выделена академическая прокрастинация, что позволяет многосторонне исследовать феномен у молодых людей, обучающихся в средних и высших учебных заведениях и оказывать им при необходимости квалифицированную помощь. Изучение академической прокрастинации не дает ответа на все вопросы к феномену, но позволяет увидеть формирование и развитие прокрастинации в молодом возрасте. 

Цель проекта – представление инструмента для оценки академической прокрастинации. Работа по переводу и адаптации опросника «Шкала оценки академической прокрастинации PASS» (оригинал Procrastination Assessment Scale for Students by L. Solomon & E. Rothblum) была начала в диссертационной работе автора в 2013 году. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук «Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте» была успешно защищена в 2016 году. В последующие годы была продолжена работа по улучшению адаптированной версии опросника и увеличению выборки русскоязычного населения (студенты вузов и техникумов в количестве более 1000 респондентов). Окончательный вариант методики был опубликован в 2018 году в виде печатных методических рекомендаций «Шкала оценки академической прокрастинации PASS» (оригинал Procrastination Assessment Scale for Students by L. Solomon & E. Rothblum, 1984) в адаптации Зверевой М.В.». На 12-ом саммите психологов, прошедшем в Санкт-Петербурге в 2018 году, автором был успешно проведен мастер-класс «Прокрастинация: стиль жизни или проблема современности? Методики оценки прокрастинации, особенности личности прокрастинаторов». В методических рекомендациях полностью представлена процедура диагностики, текст опросника, даны нормативные данные, также рассматривается важный клинический аспект феномена и его особенности для клинических групп пациентов, у которых был отмечен феномен прокрастинации. 

Материалы исследований феномена прокрастинации и вопросы, связанные с адаптацией опросника «Шкала оценки прокрастинации PASS» представлены в следующих публикациях автора: 

  1. Зверева М.В Прокрастинация и психическое здоровье // Психиатрия, №4 (64) 2014.
  2. Зверева М.В., Ениколопов С.Н., Олейчик  И.В. Прокрастинация и агрессия при психической патологии у лиц молодого возраста  // Психологическая наука и образование. 2015. Т.20. №2. С.70–77. doi:10.17759/pse.2015200208.
  3. Зверева М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке  // Психологическая наука и образование. 2015. Т.20. №1. С.79–84.
  4. Зверева М.В. Специфика проявления прокрастинации при дизонтогенезе в юношеском возрасте. Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи: сборник научных статей. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2015. – 139с.
  5. Зверева М.В. Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата психол. наук по специальности 19.00. 04.–СПб, 2016
  6. Зверева М.В. Особенности академической прокрастинации у учащихся гуманитарных и технических ВУЗов. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Международной научно-практической конференции (10-11 октября 2018 г., Санкт-Петербург) / Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. Часть 1. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 354 с.
За проект проголосовали 172 читателя
  • Данная тема всегда актуальна для людей, имеющих непосредственное отношение к образованию

  • Тема прокарстинации является одной из центральных тем моего исследования, Планирую использовать данный опросник в работе с клиентами.

  • Адаптация опросника посвященного прократинации позволит получить достоверные данные по данному направлению, что может послужить хорошей основой для понимания данного феномена.

  • Актуальность темы в направлении исследовательской деятельности.

  • Феномен прокрастинации формируясь в юном возрасте тормазит развитие личности, препятствует раскрытию потенциала личности, способствует развитию депрессии и тормозит создание здоровой конкуренции и прогресса в обществе.

  • В свое время, я писала курсовую работу на похожую тему и мне интересно, что нового появилось сейчас в науке по этом направлении.

  • Актуальная тема

  • Диагностический инструмент представляется крайне нужным и полезным в работе практикующих психологов в сфере образования

  • Актуальность исследования

  • Адаптированный опросник оценки академической прокрастинации PASS представляет особый интерес для работы психолога.

  • Данная тема актуальна, методические рекомендации могут использоваться как преподавателями вузов, так и психологами

  • Шкала может быть полезна в диагностике проблем академической дезадаптации, использована в исследованиях, исследующих психологические механизмы и типы прокрастинации. Очень современная и актуальная проблема.

  • Автор разработал замечательную практикоориентированную методику! Отличный проект!

  • Профессионально, полезно, информативно, актуально, значимо, интересно для меня и должно быть для всех.

  • Актуальная проблема

  • Актуальная тема

  • Очень интересный инструмент! То, что нужно!!!

  • Актуальная проблема. Профессионально сконструированная методика.

  • Актуальная тема.

  • интересная работа

  • Хороший вклад в копилку инструментов для практикующих специалистов.

  • Необычная тема

  • Что-то новенькое

  • Замечательная методика!

  • Актуальной является новая адаптированная шкала выявления особенностей прокрастинации для использования в наших "особенных" условиях российской действительности.

  • нужный инструмент для оценки прокрастинации учащихся

  • Актуальный психологический инструмент.

  • Актуальная тема! Актуальный инструмент оценки!

  • Проблема современного мира! Хороший инструмент позволит найти точку выхода из положения, которое кажется тупиковым...

  • Очень важный инструмент в работе со студентами и педагогами.

  • Актуальная и перспективная тема исследований, полезный диагностический инструмент.

  • Актуальная тема на сегодняшний день

  • Я считаю эту разработку крайне интересной, в связи с неизученностью данной темы, которая представляется актуальной.

  • Методика полезна, как для школьного, так и клинического психолога. Готовый психодиагностический инструмент. Ясный и компактный.

  • очень интересная работа

  • изучение прокрастинации сопряжено с огромной прокрастинацией самих исследователей, поэтому автору столь важной методики необходимо отдать свой голос!

  • Очень интересная тема и нужный опросник

  • очень полезный и выполненный на высоком уровне инструментарий для диагностики академической прокастинации

  • Качественно проделанная работа на актуальную тему. Спасибо

  • Значимость данного инструментария крайне актуальна в настоящее время

  • прокрастинация часто встречаемое явление, и , актуализация растет, поэтому изучение этой проблемы требует большего внимания и безусловно тестам и опросникам требуется адаптация на русскоязычную выборку

  • Восторг! Великолепно и доступно изложен материал!!!

  • новый метод

  • Очень интересный и актуальный инструмент для работы по психологическому сопровождению студентов. Первое методическое руководство на русском языке с возрастными шкалами и подробным алгоритмом обработки данных.

  • Прокрастинация - серьезная, набирающая обороты психологическая проблема для многих людей в последние годы. Студенты и ученики перестают справляться с нагрузкой и их показатели ухудшаются. Выделенная шкала оценки поможет оценить состояние проблемы и запустить процесс психологической помощи молодым людям.

  • Поддерживаю проект!

  • Данная проблема актуальна в наше врнмя, тем более в условиях жизни мегаполиса.

  • В наше время, к сожалению, создается мало отечественных методик. Но это не означает, что мы в них не нуждаемся. Поэтому адаптация и апробация опросников это очень полезно. Спасибо большое!

  • Интересная методика

  • Оригинальная и полезная методика .

  • Очень полезная методика учитывая актуальность проблемы в наше время

  • Прокрастинация - один из наиболее актуальных предметов изучения современной психологии. Существенную роль в академической неуспеваемости играет прокрастинация. Адаптация диагностических методик в русскоязычной выборке востребована и актуальна.

  • Предложенная шкала имеет большой практический выход, поскольку позволяет точно диагностировать маркеры личностных нарушений, приводящих к социально-психологической дезадаптации. Полученные в ходе ее использования данные могут быть использованы при составлении индивидуальной программы психокоррекционных мероприятий.

  • Интересная и очень необходимая методика!

  • Работала с этой методикой

  • Теперь можно оценить и точно сказать ленивый студент или нет.

  • Удобный инструмент для психотерапевтической диагностики

  • Очень информативно. Обязательно приму к сведению.

  • Мне кажется очень актуальная проблема. Может помочь при планировании дел.

  • Очень интересная оригинальная методика. Раньше этим, по-моему, никто не занимался.

  • Прокрастинация является актуальной проблемой в современном обществе, поэтому следует уделить больше внимания методам ее оценки как минимум

  • 1. Актуальная тема исследования; 2. Методика может быть практически применима и быть использована для выявления и предотвращения негативных аспектов феномена прокрастинации у студентов; 3. Данная методика также позволяет выявить личностные особенности молодых людей, склонных к прокрастинации, что способствует более глубокому понимаю феномена прокрастинации

  • Ценные методические рекомендации на актуальную тему.

  • Очень актуальная методика для работы с пациентами, страдающими химической зависимостью

  • Ценные методические рекомендации на актуальную тему.

  • В наше время прокрастинация является проблемой с тенденцией развития, очень интересно понять причины, знать как бороться

  • Методика оказалась очень полезной в проведении собственного исследования.

  • Интересная методика. Возьмём на вооружение.

  • Актуальность !

  • Проблема очень актуальна; сама методика адаптирована и стандартизирована по всем канонам - что редкость сейчас.

  • Полезная методика.

  • Прекрасный инструмент, тщательно проведённая работа.

  • Очень важная и полезная методика, позволяющая проводить более тщательную диагностику эмоционально-личностной сферы

  • Очень актуальная и значимая тема для современного общества.

  • Считаю эту интерпретацию прогрессивной

  • Актуальная тема.

  • Отличная шкала!

  • ++++++++++++++++++++++

  • Оригинальная методика. Очень интересные результаты.

  • Очень актуальный, по моему мнению, проект !)

  • Мне кажется, что из предложенных это наиболее актуальная тема, затрагивающяя очень широкий круг людей. Прокрастинацией страдают большинство населения, особенно в нашем современном мире, где высоко ценится успешность человека в своём деле.

  • Актуальная тема. С интересом и большой симпатией отношусь к работам этого молодого и перспективного ученого.

  • Проведённая автором работа по адаптации методики позволит расширить имеющиеся на сегодняшний день представления о феномене академической прокрастинации.

  • Для отечественной психологии характерен дефицит стандартизированных и валидизированных психодиагностических методик, направленных на изучение феномена прокрастинации. Русскоязычная адаптация опросника PASS является серьезным вкладом в развитие данной области. Благодарю коллегу за выбор темы исследования, объем и глубину проделанной работы. Желаю новых творческих побед и очередных научных достижений!

  • Являюсь вечным студентом. Вопрос прокрастинации весьма актуален! Данная методика, цитирую: " ... позволяет многосторонне исследовать феномен у молодых людей, обучающихся в средних и высших учебных заведениях и оказывать им при необходимости квалифицированную помощь." Я молода, все обучаюсь и обучаюсь в ВУЗе, уже хотелось бы закончить, но все откладываю на потом. Надеюсь методика поможет преодолеть себя и все-таки обучение завершить.

  • Актуальная работа, сделанная на уровне самых современных требований

  • Актуальная и интересная тема, особенно, для русскоязычной группы!

  • На данный момент прокрастипация действительно большая проблема как для подростков, так и для взрослых. А как и с любой проблемой, ее нужно сначала выделить, поэтому опросник это очень важный инструмент для работы психолога.

  • Прокрастинация - актуальная тема нашего времени, затрагивающая, в той или иной степени, каждого. Важно знать причины ее возникновения, формирование, развитие и способы устранения.

  • Лимаева Тамара
    12.03.2024 в 22:08:30

    Интересная и полезная с моей тз информация.

  • Хорошо апробированная методика. Актуальный инструмент для оценки такого немаловажного явления как прокрастинация.

  • считаю данную тему актуальной

  • узнал себя в данной теме

  • Своевременные и важные методические рекомендации, разработанные для оценки академической прокрастинации PASS

  • интересный выбор методики

  • за качественную проработку идеи

  • Понравилось, что в исследовании большая выборка

  • Очень интересна тема академической прокрастинации и возможность ее измерить.

  • Оценка академической прокрастинации необходимо для разработки ее профилактики

  • Полезный методический инструмент, актуальный.

  • Актуальный и современный инструмент для оценки академической прокрастинации.

  • Эта методика очень важна для изучения прокрастинации как в норме, так и у психически больных. Она оригинальна. Дает репрезентативные данные.

  • Проблема прокрастинации одна из самых актуальных проблем для современной молодежи. Задержка выполнения необходимой деятельности , не в полной мере осознается как психологическая проблема. Адаптация данного теста на русский язык оказалась своевременной и необходимой. Данный инструмент может быть использован для психопрофилактической работы и для проведения научных исследований.

  • Проблема прокрастинации в современном обществе актуальна, а на Дальнем востоке особенно! Как показали исследования Серкина, именно дальневосточники, приехавшие "на время - на заработки" привыкают откладывать жизнь на потом, на возвращение. далеко не все возвращаются, а прокрастинация, как способ отношения к деятельности, к жизни интериоризируется детьми и т.д. Уже используем эту методику для определения прокрастинации у студентов и планируем более широкие исследования. Благодарна автору за доступный методический аппарат.

  • Мы все нуждаемся в надежном инструменте по оценке прокрастинации )) Актуальная тема!

  • Интересный подход в понимании пограничных состояний.

  • Очень актуальная тема и прекрасно адаптированная методика- можно применить и в терапии, и в коучинге

  • Чрезвычайно актуальная тема для практики консультирования и терапии, где с проблемой прокрастинации клиента психолог сталкивается очень часто. И действительно есть методическая "пустота" относительно измерения уровня выраженности этой проблемы.

  • Практика нуждается в опросниках, адаптированных на русскоязычной выборке

  • Проблема прокрастинации очень актуальна для современного социума, поэтому требуются соответствующие диагностические инструменты.

  • Очень интересная тема!

  • Благодаря адаптации данного опросника мы провели исследование посвященное взаимосвязи академической прокрастинации и суицидального поведения среди студентов и теперь появилась возможность дальнейших исследований в данной теме.

  • Автор успешно адаптировала зарубежную методику, которая может быть использована для расширения диагностических возможностей психолога в работе с молодыми людьми.

  • интересный, новый инструмент для работы клиничсекого психолога с молодыми людьми

  • Актуальная на сегодня тема, которой стоит уделить должное внимание.

  • Новый инструмент

  • Приобретение нового профессионального инструмента для работы с насущной проблемой - есть хорошо!

  • Прокрастинация - одна из наиболее актуальных проблем современности

  • Проект чрезвычайно интересен с научной точки зрения и актуален для практической работы с клиентами. Это современный инструмент, позволяющий проводить исследования прокрастинации в России на мировом уровне.

  • Очень интересная, перспективная и новая тема

  • Творческий , научный и практичный подход к очень современной проблеме.

  • В моей работе данный опросник окажется весьма важным и необходимым инструментом оценки такого качества личности, как прокрастинация- которая становится "бичом нашего времени". Исследование с помощью этой шкалы в динамике поможет оценить результативность психокоррекционной работы, направленной на снижение прокрастинационных тенденций.

  • Актуальный инструмент, первый в российской практике

  • К. Елена А.
    12.03.2024 в 22:08:29

    This is a well-researched project, technically written and occasionally brilliant

  • Давно ожидаемая методика по прокрастинации. Знакомство с диссертаций Зверевой М.В. показало степень проработанности проблемы прокрастинации и высокий уровень освоения инмтрументария с соблюдением всех психометрических требований.

  • По этой теме мало диагностических методик

  • Актуальная тема.

  • Очень полезный инструмент, особенно в наше перегруженное информационными потоками время. Побольше бы таких проектов и талантливых молодых ученых!

  • Новый инструмент для новой проблемы!

  • Благодарю за адаптацию интересного опросника

  • Инструмент данного проекта невероятно актуален для современной молодежи.

  • Хорошо апробированная методик .Сделана качественная и количественная обраоботка. Можно с ууспехом пользоваться.

  • Адаптировать новую методику это очень большой труд, заслуживающий уважения!

  • Отличная шкала, очень не хватало инструмента для исследования такого распространенного явления.

  • достойный и интересный проект, особо актуальный в условиях современной действительности

  • Интересная методика. хорошо подана, можно взять и работать. Побольше таких.

  • Причина выбора данной темы достаточно прост - на сегодняшний день прокрастинация - одна из основных проблем современного человека. Будь то учеба, работа или что то более серьезное - прокрастинация может стать проблемой каждого!

  • Прокрастинация действительно новое слово в науке, а новому термину - новые инструменты!

  • Научно-практическая значимость данного проекта

  • Актуальная тема

  • Актуальная проблема современного человека и интересная с точки зрения психологиикак науки.

  • Очень актуальная тема и методика. Голосую!

  • Актуальная методика, хорошо адаптированная для российской культуры

  • Весьма интересная, познавательная и информативная работа.

  • Тема изучается Марией давно планомерно и поэтапно. Проблема является актуальной в современном обществе. Этот инструмент является новым в психологии.

  • Прекрасная адаптация опросника! С учетом того, на какой выборке проводилось российское исследование, это вызывает еще больше восхищения! Голосую, однозначно.

  • Долго откладывала написание причины, пытаясь верно и грамотно сформулировать. Очевидно, проблема важная.

  • Как человеку, который прокрастинирует чаще, чем хотелось бы, мне данный проект кажется одним из актуальных на сегодняшний день.

  • Очень актуально, ново и увлекательно! Побольше бы таких "неизбитых" тем проектов! Ждем продолжения работы в данной сфере!

  • Качественно выполненная адаптация опросника.

  • Это интересно!

  • Прокрастинация - распространенная проблема, и подготовка инструментов ее изучения подготавливает почву для дальнейшей работы в этой области

  • Очень насущная методика

  • Новизна методики и адаптация на российской выборки.

  • Прокрастинация- проблема нашего времени, являющаяся следствием все возрастающего темпоритма жизни. Но жизненно ли это? И что с этим делать?

  • Очень необходимый инструмент в работе практического психолога! Шкала оценки прокрастинации очень важен при работе с подростками и молодежью!!!!

  • Прекрасная работа!

  • Очень актуально для специалистов, занимающимися психологической помощью молодым людям.

  • Очень интересный и полезный инструмент для исследования.

  • Адаптация зарубежных шкал на российской выборке - будущее российской науки в плане интеграции с мировыми исследованиями.

  • Актуальность введения новых методик для общей и клинической психологии с помощью их русскоязычных вариантов, позволяющих, в частности, исследовать прокрастинацию как склонность к постоянному откладыванию важных и срочных дел, приводящую к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.

  • Представленная шкала - редкий психометрический инструмент, имеющий очевидное прикладное значение как для практикующих специалистов, так и в исследовательских целях

  • Очень не хватало таких методик. Раньше думали, что лень, а это прокрастинация.

  • Я считаю, что этот проект можно охарактеризовать как тщательно подготовленный и профессионально реализованный. A феномен академической прокрастинации актуален и требует дальнейшего изучения.

  • Прокрастинация - актуальная проблема современности, враг будущего. Спасибо Марии за нужный инструмент.

  • Методика очень интересная, актуальная, современная.

  • Интересная задумка, данные методики дают возможность посмотреть на свои действия с другой стороны, интересно посмотреть локализованную версию.

  • Отлично выполненная работа по одной из самых актуальных проблем в психологии на сегодняшний день.

  • Отлично разработанная методика. Особенно актуальна на сегодняшний день.

  • Прокрастинация стала распространенной проблемой, с которой часто обращаются к психологу, поэтому необходим адекватный инструмент для ее диагностики.

  • Методика для исследования актуальной проблемы

  • Актуальный инструмент для оценки значимого феномена академической прокрастинации, представлен в формате методических рекомендаций, дающих возможность его практического применения

  • Хороший инструмент для важной современной темы

  • Несомненно полезная методика для актуальной проблемы!

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе