- Зверева Мария Вячеславовна
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отдела медицинской психологии, Научный центр психического здоровья (Москва)
Организация: ФГБНУ Научный центр психического здоровья
В связи с возрастающей информационной нагрузкой на современного человека, прокрастинация - систематическое откладывание на потом важных действий – прочно вошла в поле зрения психологов. По данным исследователей, распространенность прокрастинации в обществе достигает 20-25 % среди мужчин и женщин (Harriott, Ferrari, 1996), важно отметить, что число людей, склонных к прокрастинации, только увеличивается (Kachgal et al., 2001; Tibbett, Ferrari, 2014). В современном обществе, в котором основной упор делается на достижения каждого отдельного человека, прокрастинация выступает именно как проблема личности. Многочисленные исследования западных и отечественных ученых выявили важные связи феномена прокрастинации с высоким уровнем стресса, с неуспешными копинг-стратегиями, неадекватным личностным самоопределением (Tice, Baumeister, 1997; Larson, 2001; Sirois, Pychyl, 2002; Карловская, 2009; Киселева, 2014). Это дает основание предположить, что у лиц с прокрастинацией выше вероятность развития депрессивных состояний и общего ухудшения здоровья. В группе риска находится значительная часть молодого работоспособного населения. Изучение прокрастинации у взрослой части населения сопряжено с определенными трудностями, связанными с активной занятостью. Достаточно рано многими зарубежными исследователями была выделена академическая прокрастинация, что позволяет многосторонне исследовать феномен у молодых людей, обучающихся в средних и высших учебных заведениях и оказывать им при необходимости квалифицированную помощь. Изучение академической прокрастинации не дает ответа на все вопросы к феномену, но позволяет увидеть формирование и развитие прокрастинации в молодом возрасте.
Цель проекта – представление инструмента для оценки академической прокрастинации. Работа по переводу и адаптации опросника «Шкала оценки академической прокрастинации PASS» (оригинал Procrastination Assessment Scale for Students by L. Solomon & E. Rothblum) была начала в диссертационной работе автора в 2013 году. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук «Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте» была успешно защищена в 2016 году. В последующие годы была продолжена работа по улучшению адаптированной версии опросника и увеличению выборки русскоязычного населения (студенты вузов и техникумов в количестве более 1000 респондентов). Окончательный вариант методики был опубликован в 2018 году в виде печатных методических рекомендаций «Шкала оценки академической прокрастинации PASS» (оригинал Procrastination Assessment Scale for Students by L. Solomon & E. Rothblum, 1984) в адаптации Зверевой М.В.». На 12-ом саммите психологов, прошедшем в Санкт-Петербурге в 2018 году, автором был успешно проведен мастер-класс «Прокрастинация: стиль жизни или проблема современности? Методики оценки прокрастинации, особенности личности прокрастинаторов». В методических рекомендациях полностью представлена процедура диагностики, текст опросника, даны нормативные данные, также рассматривается важный клинический аспект феномена и его особенности для клинических групп пациентов, у которых был отмечен феномен прокрастинации.
Материалы исследований феномена прокрастинации и вопросы, связанные с адаптацией опросника «Шкала оценки прокрастинации PASS» представлены в следующих публикациях автора:
- Зверева М.В Прокрастинация и психическое здоровье // Психиатрия, №4 (64) 2014.
- Зверева М.В., Ениколопов С.Н., Олейчик И.В. Прокрастинация и агрессия при психической патологии у лиц молодого возраста // Психологическая наука и образование. 2015. Т.20. №2. С.70–77. doi:10.17759/pse.2015200208.
- Зверева М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке // Психологическая наука и образование. 2015. Т.20. №1. С.79–84.
- Зверева М.В. Специфика проявления прокрастинации при дизонтогенезе в юношеском возрасте. Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи: сборник научных статей. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2015. – 139с.
- Зверева М.В. Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата психол. наук по специальности 19.00. 04.–СПб, 2016
- Зверева М.В. Особенности академической прокрастинации у учащихся гуманитарных и технических ВУЗов. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Международной научно-практической конференции (10-11 октября 2018 г., Санкт-Петербург) / Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. Часть 1. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 354 с.