Номинация «Книга года по психологии»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции» (учебно-методическое пособие)

Авторы:

  • Горячева Татьяна Германовна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Института клинической психологии и социальной работы, РНИМУ им. Н.И.Пирогова, МГППУ, (Москва)

  • Никитина Юлия Валерьевна

    педагог-психолог, МБДОУ д/с №32 г. Красногорска МО, (Москва)

Организация: МО РПО

В детской коррекционной психологии проблема расстройств аутистического спектра является одной из наиболее актуальных. Диагноз «ранний детский аутизм» включает в себя огромный спектр разнообразных и сложно переплетенных нарушений, требующих особого подхода на каждом отдельном этапе развития ребенка.

Вместе с тем в отечественной психологии нет полного и четкого  руководства по психокоррекционной работе с детьми при заболеваниях аутистического спектра включающего в полном объеме сенсомоторную коррекцию. В основу данной работы положен суммарный анализ результатов многолетней психокоррекционной работы и наблюдения детей, страдающих расстройствами аутистического спектра. В пособии представлен метод сенсомоторной коррекции таких нарушений. Приведены комплексы сенсомоторных упражнений для различных групп детей с нарушениями аутистического спектра. Классификация аутистических нарушений основана на законах периодизации психического развития и взаимодействия разных уровней психических процессов, поэтому при оценке динамики работы авторы опираются на эту схему, отражающую общие законы развития психики. 

В первой части методического пособия рассмотрены теоретические представления о природе расстройств аутистического спектра. Обзор научных работ, посвященных неврологическим, нейробиологическим и нейропсихологическим нарушениям при  РАС,  указывают на следующие факты, относящиеся к пониманию механизмов формирования аутистического синдрома. 

Вторая часть методического пособия носит практически ориентированный характер и посвящена практическому описанию метода сенсомоторной коррекции с выделением диагностических признаков, целей и задач коррекции отдельно для каждой группы детей с РАС. Для наибольшей эффективности занятий даны  рекомендации по организации помещения для занятий, рекомендуемые возрастные нормативы, сроки и формы коррекционной работы, их интенсивность. Отдельный параграф посвящен противопоказаниям и ограничениям и способам оценки эффективности проводимой коррекционной работы. 

Пособие предназначено для нейропсихологов, дефектологов, психологов, педагогов, работающих с аутичными детьми, а также для родителей этих детей. Данное методическое пособие позволяет оказывать дифференцированную, основанную на закономерностях развития психических функций, коррекционную работу и будет способствовать оказанию адекватной медико-психолого-педагогической помощи детей, имеющих расстройства аутистического спектра. 

Книга содержит оригинальный подход к проблеме расстройств аутистического спектра. Излагаются теоретические представления о природе РАС,  дается аргументированное обоснование применения сенсомоторной коррекции. На основании исследования психологических особенностей родителей детей с РАС даются рекомендации для специалистов.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе