Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в загородном интеллект-лагере "ОГНИ МОСКВЫ"»


Актуальность 
Социально-экономические и политические реформы в российском обществе, стремительное развитие в глобальном масштабе информационных и телекоммуникационных технологий привели к изменению социальной роли и социальных функций публичных библиотек. К традиционным функциям публичных библиотек добавились функции универсальных общедоступных информационных центров. В 2004-2006 годах в г. Москве была принята программа развития библиотек как информационных интеллект - центров (ИИЦ).

Впервые в учреждениях культуры введены ставки психологов.

Социальная, научная и практическая значимость
В процессе трехлетнего поиска модели работы психологов в библиотеке найдена следующая эклектичная модель: в период учебного года – это консультирование и  Клуб позитивной психологической поддержки. В период зимних и летних каникул – это лагерь (выезд в экспедиции, в заповедники, литературные путешествия ).

Мы активно используем время школьных каникул, организуя выездной интеллект-лагерь. По количеству часов, время,  проведенное в лагере, тождественно одному учебному году. Дней, проведенных в лагере (при наличии психолого-педагогического сопровождения) хватает для закрепления или выработка навыка. В лагере активно ведется консультативная работа.

Мы опирались на опыт А. Адлера, который говорил о положительном влиянии группы на исход консультирования. Он основал в 1919 году в Вене первый институт детской психопрофилактики. Адлер консультировал детей в присутствии других детей, учителей или родителей. Причем отмечалось  что, если  присутствующие задавали вопросы и активно взаимодействовали друг с другом, польза от такого процесса была огромной.  

Значение для развития психологии
Россияне по-прежнему боятся обращаться к психологу, игнорируют понятия «психологическая консультация», «психотерапия»… словом все, что начинается на «Пси».

Психология многие годы является наукой о «негативном». Мало внимания уделяется важнейшим  для человека цели и смыслу в его жизни, счастью. Недооценены позитивные эмоции для укрепления здоровья, мало изучены  способы поведения, которые влекут позитивные чувства и переживания, ведут человека к здоровой,  достойной, счастливой и исполненной смысла жизни.

Миссия проекта - психологическое просвещение, воспитание психологической культуры, психолого-педагогическое сопровождение детей в лагере. Проект «ОГНИ МОСКВЫ» внес практический вклад в позитивную психологию.

Предполагаем, что разработанная нами модель работы повышает престиж профессии «психолог».

Выезжая в лагерь, ребенок автоматически получает сопровождение в лице вожатого, решается проблема безнадзорности в период школьных каникул.

Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем процесс совместного проживания детей различного возраста и взрослых в лице вожатых-психологов.

В лагере существует реальное сопровождение, когда ребенок находится с нами 24 часа в сутки.

Компоненты психолого-педагогического сопровождения:
•Главный инструмент воспитания – личность (родителя) воспитателя, проявляющаяся в его практических поступках, отсюда тщательный отбор, подбор и подготовка кадров.
• Ребенок черпает образцы для подражания, как правило, не из душеспасительных бесед, но из стиля жизни, которую ведут значимые для него взрослые, из наших тривиальных поступков в быту.
• Развитие психологической культуры – «культуры понимания».
• Реализация в творчестве, творческое созидание.
• Значимость каждого ребенка. Самовыражение и признание.
• Терапия средой. Для работы лагеря и проведения тренингов мы выбираем экологически чистые места, заповедники, придавая экологии базы большое значение, как компоненту воспитывающей среды.
• Правильное восприятие себя и других, понимание отношений, складывающихся между людьми, решение любых проблем и конфликтов. Преодоление трудностей в общении, закрепление и тренировка   позитивных качеств.
• Взаимодействие.
• Характерообразующее  общение.

Цели
1.Развитие психологической культуры и психологического просвещения
2.Оказание позитивной психологической поддержки семье, ребенку, объединение людей, которые стремятся к интеллектуальному общению.

Аудитория, на которую рассчитан проект
В проекте принимают участие:  
• Все желающие в возрасте от 5 до 99 лет.
• Студенты и преподаватели факультетов психологии ВУЗов.

Основное содержание работы и ее этапы
Работа психолога ИИЦ  строится по следующим направлениям:
1.Консультирование:
•Индивидуальное и групповое (семейное).
•Дистантное.
•Профессиональное.
2.Просветительская работа (исследовательская работа).
3.Организационная работа (также оформление выставок).
4.Повышение квалификации.
5.Массовая работа.

Этапы
1.Выступление психолога на массовом мероприятии, подготовка рекламных материалов.
2.Оказание психологической помощи, проведение индивидуальных и групповых консультаций в библиотеке, выявление проблем, поиск путей решения, методик, подготовка программ для устранения проблем. Проведение родительских собраний, работа со школами района.
3.«Школа вожатого» Подготовка вожатых.
В период школьных каникул выезд ребенка (без родителей или с родителями, по желани семьи) в интеллект - лагерь «ОГНИ МОСКВЫ» зимой  - 8 дней, летом -  три смены по 20 дней. Психолого-педагогичекое сопровождение вожатыми- психологами в лагере.
4.Программа последействия: встречи в клубе, посещение музеев, походы в кино, интеллектуальные чаепития, совместное чтение и обсуждение книг. Использование в консультациях материалов, полученных психологами в лагере: наблюдение, результаты тестов.

Результаты, выводы
1.На базе библиотеки сложилась пилотная модель деятельности психолога в учреждении культуры.
2. У участников повысилась психологическая культура, психогигиена, мотивация к чтению, повысилась успеваемость,  изменился выбор молодежных компаний.
3.Библиотека стала площадкой для практических стажировок студентов-психологов
4.Разработана профессиограмма по специальности «вожатый»
5.Студенты-психологи получают дополнительную специальность «вожатый».
6.Предложено новое прочтение психолого-педагогического  сопровождения для детского лагеря. Предложены  компоненты психолого-педагогического сопровождения ребенка в лагере.
7..С 2005 года 17 человек изъявили желание стать психологами.
•В проекте с 2005 года приняли участие 693 участника.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su