Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«"ДАР" (развитие высших психических функций, личностных особенностей, эффективных способов межличностного взаимодействия)» (развивающая психолого-педагогическая программа)


Вид программы и ее актуальность (описание проблемной ситуации):
Формирование психологических качеств, необходимых ребенку для адаптивного взаимодействия в социуме, усвоение им общественных норм является одним из важнейших условий его гармоничного развития, социальной адаптации.

В последние годы увеличивается количество детей, для которых школа становится источником дезадаптации. Специфические модели поведения педагоги начального звена отмечают у многих обучающихся, что позитивно коррелирует с результатами психодиагностики. Среди причин ярко звучат как медицинская проблематика, так и психолого-педагогическая (эмоционально-личностные нарушения, особенности педагогического воздействия, специфика родительско-детских отношений). Об этом говорилось и в ходе состоявшейся на базе МОУ Вязьма-Брянской СОШ региональной научно-практической конференции «Здоровое образование» (апрель 2008 г.).

Представленное разнообразие проблем и их источников делает очевидным актуальность комплексного подхода к сопровождению обучающихся начальной школы в рамках реализации идей здоровьеразвивающих технологий. Комплексно и эффективно воплощает данные технологии ППМС-центр «Здоровье» МОУ Вязьма-Брянской СОШ МО «Вяземский район».

Неотъемлемая часть комплексного сопровождения в рамках ППМС-центра «Здоровье» – развивающая психолого-педагогическая программа «ДАР» для обучающихся 1 – 3 классов. Реализация ее целей и задач способствует оптимизации психологических механизмов адаптации.

Возможности программы позволяют диагностировать, как минимум, начальную стадию дезадаптации и способствовать предупреждению ее развития (психопрофилактика дезадаптации).

Цель и задачи программы:
Цель: оптимизация адаптивных возможностей обучающихся младшего школьного возраста, реализуемая посредством:
• Стабилизации состояния психики ребенка, включающей: дезактуализацию внутриличностных конфликтов через их трансформацию в движущее противоречие, интегративную парадигму, источник и необходимое условие развитие личности; обеспечение адекватности и сбалансированности эмоциональных реакций; профилактику трудностей в обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся.
• Формирования и развития: высших психических функций; личностных особенностей; эмоциональной сферы; эффективных моделей межличностного взаимодействия.

Достижению перечисленных целей служит решение следующих задач:
• Развитие способности к моделированию и свободной ориентации в реальном и воображаемом пространстве;
• Развитие эмоционально-чувственной сферы, расширение спектра эмоциональной отзывчивости, передачи эмоций;
• Повышение коммуникативных и адаптивных возможностей (расширение поведенческого репертуара через усвоение большего количества адаптивных моделей поведения в различных ситуациях взаимодействия);
• Повышение творческого потенциала;
• Формирование психологических знаний, повышение уровня психологической культуры;
• Создание условий для развития самопознания и самоконтроля, оптимизации самооценки;
• Раскрепощение мышечного панциря организма и снижение количества мышечных зажимов;
• Улучшение координации движений и укрепление опорно-двигательного аппарата.

Признаки комплексности программы «ДАР»:
1. Вид программы. Программа «ДАР» является в первую очередь развивающей, поскольку ее основной целью и содержанием является наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие креативности. Сверх того, программа «ДАР» в определенной мере предполагает реализацию диагностических, профилактических, образовательных целей.
2. Уровень причинности трехуровневой модели «вертикальной» организации психической деятельности. Программа «ДАР» направлена, в первую очередь, на работу с компонентом уровня причинности «социальная ситуация (условия) развития». Вместе с тем, реализация программы в определенной степени оказывает благотворное влияние и на развитие остальных компонентов уровня: «состояние собственно центральной и периферической нервной системы» и «специфика нейробиологической функциональной организации мозговых систем».
3. Уровень базовых составляющих психического развития. Специфика целей и содержания программы «ДАР» предполагает акцент на особенности эмоционального развития, социальную ситуацию (условия) его развития как точку приложения максимальных усилий. Это обусловливает приоритетное внимание развитию базовых аффективных регуляций. Однако данная деятельность влияет на развитие и остальных базовых составляющих психического развития: «пространственные представления» и «произвольность психической активности».
4. Место программы в структуре комплексного сопровождения. Программа «ДАР» является неотъемлемым компонентом целостной структуры комплексного сопровождения обучающихся в рамках деятельности ППМС-центра «Здоровье» и реализуется как основная часть психологического блока во всех контекстах и на всех этапах сопровождения. Кроме того, каждое занятие программы является комплексным по своему содержанию, будучи направленным на решение разнообразного спектра задач с применением широкого репертуара технологий.

Структура и содержание программы, сроки и этапы реализации
Структура (блоки и их цели) занятия:
1. ДАР. Начало. Вводные упражнения (формирование положительного эмоционального фона и доброжелательной атмосферы в группе; развитие сплоченности);
2. ДАР. Психогимнастика (систематизированное целенаправленное развитие психики);
3. ДАР. Сказка. Работа со сказкой (изучение на внутреннем уровне собственного мира чувств и переживаний; стремление понять законы мира через сказку);
4. ДАР. Движение. Нейропсихологический компонент (развитие ВПФ);
5. ДАР. Эмоции. Эмоциональное развитие (знакомство с миром человеческих эмоций; проживание определенного эмоционального состояния, объяснение его смысла и значения; формирование у ребенка своего собственного «эмоционального фонда»);
6. ДАР. Общение. Игротерапия общения (развитие мотивационно-потребностной сферы; преодоление познавательного и эмоционального эгоцентризма; развитие произвольности);
7. ДАР. Итоги. Ритуал прощания (релаксация; интеграция приобретенного опыта; подведение итогов).

Программа «ДАР» состоит из 10 занятий и реализуется по 2 занятия в неделю в группе ППМС-центра «Здоровье», функционирующей в течение 5 недель. Длительность одного занятия – примерно 1 час.

Этапы реализации программы и их содержание
I. Подготовительный (диагностический) этап. ПМПк 1.
• Изучение особенностей эмоционального состояния ребенка. Диагностика нервно-психических состояний, выявление внутриличностных конфликтов, измерение уровня тревожности, локализация и определение источника напряженности;
• Диагностика особенностей межличностного взаимодействия. Эмоциональные установки ребенка по отношению к школе, дому, значимому окружению.
II. Развивающий (основной) этап: проведение развивающих групповых занятий; промежуточная психологическая диагностика; промежуточный ПМПк.
III. Завершающий этап: повторная (контрольная) психологическая диагностика (анализ динамики эмоционального состояния и особенностей межличностного взаимодействия ребенка); ПМПк 2 (итоговый); Индивидуальное консультирование участников образовательного процесса.

Контингент потенциальных участников программы «ДАР»
Несоответствие уровня развития обучающегося социально-психологическому нормативу (СПН) провоцирует ту или иную степень школьной дезадаптации и является показанием к его включению в группу программы «ДАР». Важнейшими диагностическими признаками являются:
• Уровень сформированности базовых аффективных регуляций ниже предполагаемого социально-психологическим нормативом (СПН) для популяции возрастного диапазона 7 – 9 лет;
• Высокий уровень тревожности;
• Дезадаптивные показатели суммарного отклонения (СО) от аутогенной нормы по методике МЦВ (непродуктивная нервно-психическая напряженность);
• Дезадаптивные значения вегетативного коэффициента (ВК) Шипоша по методике МЦВ;
• Показатели в той или иной степени негативного отношения обучающихся к понятиям «школа», «педагог», «одноклассники», «дом»;
• Слабая успеваемость по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка (когнитивный компонент дезадаптации);
• Пассивно-безучастное, негативно-протестное либо демонстративно-пренебрежительное отношение к школе, чувство неполноценности, упрямство, ненормативные страхи, сверхчувствительность, неуверенность (эмоционально-личностный компонент дезадаптации);
• Повторяющиеся нарушения поведения (отказные реакции; агрессия по отношению к людям и вещам, пренебрежение школьными правилами, повышенная возбудимость и конфликтность, уединенность (поведенческий компонент дезадаптации)).

Кроме того, с целью профилактики школьной дезадаптации, в программе могут участвовать обучающиеся, у которых перечисленные диагностические признаки не определяются.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе «ДАР»:
В работу группы не включаются обучающихся, испытывающие существенные трудности в обучении и развитии. Данный контингент нуждается в дополнительном определении образовательного маршрута (ПМПК). Критерии ограничения и противопоказания:
• Дезадаптивные количественные показатели уровня тревожности, СО и ВК, выраженные крайними значениями стандартных баллов;
• Неуспешность в обучении: хроническая неуспеваемость, второгодничество, недостаточность общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент дезадаптации);
• Повторяющиеся нарушения поведения (стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам и учителям, демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный «вандализм» (поведенческий компонент дезадаптации));
• Уровень развития произвольности психической активности, пространственных представлений ниже предполагаемого СПН для обучающихся 1 – 3 классов массовой школы;
• Специфика состояния собственно центральной и периферической нервной системы (ЗПР).

Ожидаемым результатом реализации программы «ДАР» является оптимизация адаптивных возможностей обучающихся 1 – 3 классов, как последовательно разворачивающийся процесс на развивающем (основном) этапе и результат на завершающем этапе работы группы.

Количественные и качественные критерии выражаются в соответствующих данных психодиагностики и оценке динамики процесса оптимизации адаптивных возможностей в течение работы группы и по ее завершении:
• Метод цветовых выборов (МЦВ):
- Количественные критерии. Изменение количественных показателей до: суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО): 1 – 2 (3) стандартных балла; вегетативный коэффициент Шипоша (ВК): 4 – 5 (3) стандартных баллов.
- Качественные критерии. Изменение качественных показателей до следующих характеристик: СО: наличие адаптивной динамики (изменение СО до показателей отсутствия непродуктивной нервно-психической напряженности либо до ее незначительного уровня); ВК: наличие адаптивной динамики (изменение ВК до показателей оптимальной мобилизации физических и психических ресурсов, установки преимущественно на активное действие);
• Цветовой тест отношений (ЦТО): Изменение показателей до наличия адаптивной динамики отношения к понятиям «школа», «педагог», «одноклассники», «дом».
• Тест тревожности Тэммл Дорки Амен (УТ):
- Количественные критерии. Изменение количественных показателей до следующих числовых значений: 2 – 5 (6 – 7) баллов либо 14,3 – 35,7 (42,9 – 50)%.
- Качественные критерии. Изменение качественных показателей до следующих характеристик: адаптивная динамика, стабилизация УТ до «средний уровень» либо «хороший уровень».

Система организации контроля в программе «ДАР» предполагает уровни и этапы
• Уровни контроля: ПМПк; собственно психологическая диагностика.
• Этапы контроля:
- Психологическая диагностика: подготовительный этап (диагностический минимум); этап промежуточной диагностики; контрольная диагностика на завершающем этапе; анализ особенностей протекания и результатов динамических процессов.
- ПМПк: ПМПк 1 (начало работы группы); промежуточный ПМПк (проводится по мере необходимости); ПМПк 2 (завершающий этап работы группы).

Научные, методологические и методические основания программы «ДАР»
1. Типология индивидуально-личностных свойств (теория ведущих тенденций) Л.Н. Собчик.
2. Понятие базовых предпосылок (составляющих психического развития), которое является особым компонентом в общей структуре развития ребенка (трехуровневая модель Семаго).

Используемые методики, технологии, инструментарий:
1. Метод цветовых выборов (МЦВ) Л.Н. Собчик (Модификация восьмицветового теста Люшера);
2. Цветовой тест отношений (ЦТО);
3. Тест тревожности Тэммл Дорки Амен.
4. Основа каждого занятия представляет собой синтез элементов таких современных методов как: игротерапия, метод беседы, арт-терапия, психогимнастика, телесная терапия, сказкотерапия, НЛП и др.

Необходимый минимум ресурсов для реализации программы «ДАР»: набор цветовых таблиц к методике МЦВ; стимульные картинки к тесту тревожности Тэммл, Дорки, Амен; изображения на тему «ЭМОЦИИ»; помещение с ковровым покрытием (ориентировочно 70 м2); стулья; мяч; бумага; цветные карандаши; cвеча; аудиосистема; CD с записями композиций для музыкального сопровождения.

Гарантии прав участников программы «ДАР» (обучающихся, родителей, педагогов) обеспечиваются обязанностью педагога-психолога знать и соблюдать права граждан, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка; Конституцией РФ; федеральными, региональными законодательными актами, Уставом и локальными актами школы, Договором между ППМС-центром «Здоровье»и родителями обучающихся, участвующих в его программах. Во время проведения психолого-педагогических мероприятий педагог–психолог несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, соблюдает их права и свободы.

Сведения о практической апробации программы «ДАР»:
Программа «ДАР» была апробирована на базе ППМС-центра «Здоровье» МОУ Вязьма-Брянской СОШ в течение трех лет (с 2006 по 2008 год) с участием 579 обучающихся и рекомендована к практическому применению РМО педагогов-психологов комитета образования Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области.

Диагностические данные показывают, что занятия по программе «ДАР» стабильно результируют у обучающихся, участвующих в группах ППМС-центра «Здоровье», адаптивную динамику. Аналогичные тенденции в контрольных группах звучат менее ярко или отсутствуют совсем. Сравнительный анализ обобщенных данных параллельных (синхронных) измерений показателей суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО), вегетативного коэффициента (ВК), уровня тревожности (УТ) отношения к понятиям «школа», «педагог», «одноклассники» по группам ППМС-центра «Здоровье» с данными контрольных групп представлен в таблице:

 

 

Методика Показатель

Характер динамики

Группа ППМС-центра Контрольная группа
МЦВ СО Адаптивная динамика (адаптивные показатели у 25% обучающихся на начало работы, у 41% на конец работы) Стагнация (адаптивные показатели у 31% обучающихся при первичной диагностике и 31% - при итоговой)
МЦВ ВК Адаптивная динамика (адаптивные показатели у 26% обучающихся на начало работы, у 41% на конец работы) Дезадаптивная динамика (адаптивные показатели у 27% обучающихся на начало работы, у 25% на конец работы)
УТ Адаптивная динамика (стабилизация уровня тревожности у 5% обучающихся) Адаптивная динамика выражена менее интенсивно
ЦТО Адаптивная динамика отношения к понятиям «школа», «педагог», «одноклассники» Адаптивная динамика звучит гораздо менее ярко



 


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su