- Баяртуева Светлана Сымжитовна
кандидат психологических наук, педагог психолог, МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов" г. Улан-Удэ (Улан-Удэ)
- Гунтупова Маргарита Бадмажаповна
учитель начальных классов, МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов" г. Улан-Удэ (Улан-Удэ)
- Егорова Надежда Нимаевна
учитель математики, МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов" г. Улан-Удэ (Улан-Удэ)
- Кочмарева Оксана Александровна
учитель информатики, МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов" г. Улан-Удэ (Улан-Удэ)
- Турпанова Мария Дашицыреновна
учитель начальных классов, МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов" г. Улан-Удэ (Улан-Удэ)
- Тыхенова Баярма Нимасамбуевна
учитель начальных классов, МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов" г. Улан-Удэ (Улан-Удэ)
- Цыдыпова Гэрэлма Анатольевна
учитель начальных классов, МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов" г. Улан-Удэ (Улан-Удэ)
- Цыжипова Юлия Булатовна
учитель начальных классов, МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов" г. Улан-Удэ (Улан-Удэ)
Организация: МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов" г. Улан-Удэ
Актуальность
Социальная значимость проблемы расстройств аутистического спектра (РАС) в настоящее время очень велика. Если в школе №60 социальной адаптации детей- инвалидов в 1995 году обучался один ученик с диагнозом РДА, то в 2015 году в 1 класс пришло пятеро детей с данным диагнозом. О социальной значимости говорит и рост числа родительских общественных объединений в России.
Как показывает наша практика, ребенок, обучаясь в условиях надомного обучения недополучает огромную и важную часть личного опыта взаимодействия в обществе, оказывается в условиях социальной депривации и не достигает того уровня адаптации к сложной среде, который ему потенциально доступен. Ребенок привыкает к однообразной домашней жизни, не требующей мобилизации и не ставящей перед ним постоянно новых адаптационных задач, и как бы инкапсулируется в стереотипных способах существования.
Новизна проекта
Разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для возможно большего уровня социальной адаптации и социализации ребенка с РАС. Полученные результаты внедрены в практику коррекционно-развивающей работы МБАОУ «СОШ №60 социальной адаптации для детей-инвалидов» г. Улан-Удэ.
Цель
помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации.
Задачи
В ходе реализации проекта, мы ставим следующие задачи:
- провести диагностику методом наблюдения;
- обучить учителей и родителей методикам по технологии комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов с РАС в условиях школы и семьи;
- провести систему мероприятий с целью уменьшения нежелательного и деструктивного поведения детей с РАС и формирования навыков социального поведения;
- выпустить методическое пособие с рекомендациями по обучению и воспитанию детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
План реализации проекта
1 этап сентябрь 2015 – ноябрь 2015. Мероприятия:
- Курсы «Основы диагностики и коррекции детей аутистического спектра» при ФГАОУ АПК и ППРО г. Москва, 2014, 4-18 июня 2015.
- Диагностика базовой аффективной регуляции. (Схема наблюдения и анализа поведения ребенка Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.), сентябрь 2015 – октябрь 2015.
- Изучение и овладение методами психолого-педагогической коррекции личности детей РАС, сентябрь 2015 – ноябрь 2015.
- Собрания с родителями детей с РАС. Создание клуба «Помоги себе сам». Первое собрание в ноябре 2015г. Остальные в течение учебного года по мере необходимости.
2 этап ноябрь 2015 – декабрь 2016 года. Мероприятия:
- Реализация индивидуального плана коррекционно-развивающий мероприятий для детей с РАС, ноябрь 2015г. – декабрь 2016г.
- Групповая психолого-педагогическая работа с аутичными детьми с РАС, ноябрь 2015г. – декабрь 2016г.
- Организация клубной работы с детьми с РАС и их родителями. Формы работы: мастер-классы, мероприятия, экскурсии, посещение музеев и т.д., ноябрь 2015 г. – декабрь 2016 г. Внедрение опыта работы в учебно-воспитательный процесс СОШ №60.
- Постоянно действующий семинар «Повторная диагностика базовой аффективной регуляции». (Схема наблюдения и анализа поведения ребенка Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.).
- Выпуск методических пособий «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья». (Улан-Удэ: Изд-во БГСХА имени В.Р. Филиппова, 2016. – 196 с.), май 2016г.
- «Самосовершенствование личности подростка с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения». (Улан-удэ: Изд-во:РА «Сова», 2016.-258с.). Май 2016г., декабрь 2016г.
Результаты, выводы
В рамках данного проекта коррекционно-развивающая работа направлена главным образом на развитие эмоционального контакта и взаимодействия ребенка со взрослым и со средой, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения. В результате работы один ученик 4 класса был рекомендован для обучения в классе-адаптации (в стенах школы), в 5 классе он сумел адаптироваться к коллективу и успешно учится в школе. Четверо учеников 5 класса продолжают обучение в классах адаптации, только один ученик был возвращён на надомное обучение. Ученик, который 8 лет учился в надомном варианте по рекомендации психолога был переведен в класс адаптации, в 9 классе он учится в классе адаптации. В 2016 году коллективом авторов были выпущены 2 пособия с рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ.