«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях надомного обучения» (коррекционно-развивающая программа)
Актуальность
Социальная значимость проблемы расстройств аутистического спектра (РАС) в настоящее время очень велика. Если в школе №60 социальной адаптации детей- инвалидов в 1995 году обучался один ученик с диагнозом РДА, то в 2015 году в 1 класс пришло пятеро детей с данным диагнозом. О социальной значимости говорит и рост числа родительских общественных объединений в России.
Как показывает наша практика, ребенок, обучаясь в условиях надомного обучения недополучает огромную и важную часть личного опыта взаимодействия в обществе, оказывается в условиях социальной депривации и не достигает того уровня адаптации к сложной среде, который ему потенциально доступен. Ребенок привыкает к однообразной домашней жизни, не требующей мобилизации и не ставящей перед ним постоянно новых адаптационных задач, и как бы инкапсулируется в стереотипных способах существования.
Новизна проекта
Разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для возможно большего уровня социальной адаптации и социализации ребенка с РАС. Полученные результаты внедрены в практику коррекционно-развивающей работы МБАОУ «СОШ №60 социальной адаптации для детей-инвалидов» г. Улан-Удэ.
Цель
помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации.
Задачи
В ходе реализации проекта, мы ставим следующие задачи:
-
провести диагностику методом наблюдения;
-
обучить учителей и родителей методикам по технологии комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов с РАС в условиях школы и семьи;
-
провести систему мероприятий с целью уменьшения нежелательного и деструктивного поведения детей с РАС и формирования навыков социального поведения;
-
выпустить методическое пособие с рекомендациями по обучению и воспитанию детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
План реализации проекта
1 этап сентябрь 2015 – ноябрь 2015. Мероприятия:
-
Курсы «Основы диагностики и коррекции детей аутистического спектра» при ФГАОУ АПК и ППРО г. Москва, 2014, 4-18 июня 2015.
-
Диагностика базовой аффективной регуляции. (Схема наблюдения и анализа поведения ребенка Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.), сентябрь 2015 – октябрь 2015.
-
Изучение и овладение методами психолого-педагогической коррекции личности детей РАС, сентябрь 2015 – ноябрь 2015.
-
Собрания с родителями детей с РАС. Создание клуба «Помоги себе сам». Первое собрание в ноябре 2015г. Остальные в течение учебного года по мере необходимости.
2 этап ноябрь 2015 – декабрь 2016 года. Мероприятия:
-
Реализация индивидуального плана коррекционно-развивающий мероприятий для детей с РАС, ноябрь 2015г. – декабрь 2016г.
-
Групповая психолого-педагогическая работа с аутичными детьми с РАС, ноябрь 2015г. – декабрь 2016г.
-
Организация клубной работы с детьми с РАС и их родителями. Формы работы: мастер-классы, мероприятия, экскурсии, посещение музеев и т.д., ноябрь 2015 г. – декабрь 2016 г. Внедрение опыта работы в учебно-воспитательный процесс СОШ №60.
-
Постоянно действующий семинар «Повторная диагностика базовой аффективной регуляции». (Схема наблюдения и анализа поведения ребенка Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.).
-
Выпуск методических пособий «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья». (Улан-Удэ: Изд-во БГСХА имени В.Р. Филиппова, 2016. – 196 с.), май 2016г.
-
«Самосовершенствование личности подростка с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения». (Улан-удэ: Изд-во:РА «Сова», 2016.-258с.). Май 2016г., декабрь 2016г.
Результаты, выводы
В рамках данного проекта коррекционно-развивающая работа направлена главным образом на развитие эмоционального контакта и взаимодействия ребенка со взрослым и со средой, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения. В результате работы один ученик 4 класса был рекомендован для обучения в классе-адаптации (в стенах школы), в 5 классе он сумел адаптироваться к коллективу и успешно учится в школе. Четверо учеников 5 класса продолжают обучение в классах адаптации, только один ученик был возвращён на надомное обучение. Ученик, который 8 лет учился в надомном варианте по рекомендации психолога был переведен в класс адаптации, в 9 классе он учится в классе адаптации. В 2016 году коллективом авторов были выпущены 2 пособия с рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ.
Содержательные материалы Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени) Заинтересовал проект? Расскажите о нём: За этот проект
проголосовало: 100 читателей ▼12.03.2024 22:08:25Федосеев Владимир ВикторовичДостаточно актуальная тема в условиях современной проблемы обучения детей инвалидов. К сожалению в современном образовательном процессе внимание психологическим аспектам обучения практически не уделяется. Особенно остро эта проблема ощущается в школах для детей с ограниченными возможностями. 12.03.2024 22:08:25Ушакова Татьяна ВладимировнаВ связи с переходом на новые стандарты ФГОС, наша задача изучить особенности работы детей С ОВЗ, Тема очень актуальна на сегодняшний день. Мы работаем с такими детьми на дому 12.03.2024 22:08:25Цыренов Абида Гармажаповичсчитаю что в данное время это очень востребованный проект, так как очень мало таких программ по обучению и адаптации детей с РДА. 12.03.2024 22:08:25Баженова Ольга АнатольевнаПроект актуален, необходимы современные подходы, опыт коллег в работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра 12.03.2024 22:08:25Чагдурова Лидия ВладимировнаДанный проект обладает большой практической ценностью, в рамках программы была доказана огромная значимость коррекционно-развивающей работы учащихся с окружающими людьми и со средой. 12.03.2024 22:08:25Бадмаева Лариса ПурбуевнаРабота актуальна, так как она послужит хорошим подспорьем в моей педагогической деятельности. 12.03.2024 22:08:25Зубкова Галина Петровнапроект актуален. необходим в работе с проблемными детьми и имеет практическую направленность 12.03.2024 22:08:25Красовская Елена ЭрдэмовнаАктивное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра. Несмотря на достигнутые
в этой сфере успехи, существует много проблем, связанных как с недостаточно разработанной нормативно-правовой базой, так и с недостаточностью методического обеспечения. 12.03.2024 22:08:25Евгалдаева Надежда ИннокентьевнаПсихолого-педагогическое сопровождение детей с РАС является актуальной проблемой в условиях внедрения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. 12.03.2024 22:08:25Гараева Ольга СергеевнаОчень актуальная тема, данная программа пригодится мне для работы с такими детьми. 12.03.2024 22:08:25Ульянова Елена ВладимировнаМеня это интересует, потому что желаю,чтобы детям с расстройствами акустического спектра предоставлялись все необходимые условия для жизни и обучения. 12.03.2024 22:08:25Цынгуева Наталья МихайловнаПроект
«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях надомного обучения» жизненно необходим не только для работы данной школы, но и представляет интерес для других школ, родителей с особенными детьми, психологов. Коллективом проделана большая работа, создан клуб " Помоги себе сам". Считаю, что проект очень актуален и имеет практическую значимость. 12.03.2024 22:08:25Кочмарёва Анастасия ВячеславовнаДанная тематика интересна с детства, т.к. часто сталкивалась с детьми с расстройствами аутистического спектра. Работа интересна своим подходом к данной задаче 12.03.2024 22:08:25Тарасова Наталья МигмаровнаМне понравилась идея комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с РАС, которую я буду применять в своей работе. 12.03.2024 22:08:25Намжилова Светлана РинчиновнаВолна аутизма захлестнула весь мир и количество диагностированных людей растет с каждым годом. Нет лекарства от аутизма, как и нет диеты от аутизма, а есть ежедневный, рутинный труд на протяжении всей жизни. Родителям, бывает, невыносимо сложно добраться до истины сквозь лавину мифов, догадок, способов «излечения» имеющихся в открытом доступе интернета. Уверена, этот проект значительно поможет родителям и педагогам в обучении детей с РДА! 12.03.2024 22:08:25Доржиева Аюна БазырсадаевнаЯ считаю данную тему актуальной в настоящее время и пишу по ней курсовую работу в университете. 12.03.2024 22:08:25Ешиева Оюна БаировнаДанная тема очень актуальна в современном обществе.Присутствует высокая необходимость в моральной поддержке детей с расстройствами аутистического спектра. 12.03.2024 22:08:25Шигаева Елена ВалерьевнаОтличный проект. В наше время необходимы такие проекты чтобы дети с РДА могли лучше адаптироваться в коллективе. 12.03.2024 22:08:25Тушемилова Елена ФранцевнаСчитаю данный проект очень полезным и своевременным, т.к. в своей работе приходилось сталкиваться с проблемами обучения детей с РАС.
Также заинтересовало то, что предполагается выпуск методического пособия с рекомендациями по обучению и воспитанию детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
В первую очередь, доступ к такой информации должны иметь родители и специалисты, работающие в системе дошкольного и школьного образования, причем в образовательных учреждениях разного профиля. 12.03.2024 22:08:25Доржиева Надежда НиколаевнаЭта тема является очень важной в работе с детьми с ОВЗ. Она пригодится мне в моей работе. 12.03.2024 22:08:25Некипелова Надежда Владимировнапроект имеет практическую направленность и его реализация окажет помощь и педагогам , и родителям, воспитывающих детей с особенностями развития. 12.03.2024 22:08:25Куриганова Надежда СангаевнаПроект интересен и является основным помощником для работы с детьми аутистами. Задания и упражнения направленны на развитие познавательных процессов7 12.03.2024 22:08:25Крылова Марина ОлеговнаЯ обучаю ученика аутиста ,поэтому мне необходимо владеть информацией об обучении и воспитании детей с таким заболеванием 12.03.2024 22:08:25Цыденова Санжидма ЭрдынеевнаЯ выбрала этот проект не случайно т.к я обучаю учащихся начальных классов с ОВЗ в условиях надомного обучения. 12.03.2024 22:08:25Будаева Маргарита ДымпиловнаПроект понравился, так как организация психолого-педагогического сопровождения актуальна в наши дни. 12.03.2024 22:08:25Цыремпилова Галина СодномовнаОтличный проект! Имеет большую практическую значимость. Не требует больших затрат для внедрения в существующую систему надомного обучения. 12.03.2024 22:08:25Бальжинимаева Дарима ЭрдынеевнаЯ обучаю мальчика-аутиста (13 лет), поэтому мне интересно узнать о методах формирования навыков обучения, о формах устранения агрессии, самоагрессии, страха, ухода в себя. 12.03.2024 22:08:25Ладан Александра СергеевнаТема для меня особо актуальна, т.к. являюсь студенткой педагогического института и пишу работу на данную тематику 12.03.2024 22:08:25Гунтупова Маргарита БадмажаповнаСо случаем раннего детского аутизма, одним из самых сложных и загадочных нарушений психического разви¬тия детей, я столкнулась впервые восемь лет назад.
С этого момента возник интерес к проблеме раннего детского аутизма, к поискам путей помощи таким детям, чем я занимаюсь по сей день. 12.03.2024 22:08:25Раднаев Чингис Дашибаловичхороший проект раскрывающий проблему «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях надомного обучения» 12.03.2024 22:08:25Лыкшитова Людмила СтаниславовнаЭтот проект направлен на проблему, ставшую особенно акутальной в последние годы. Наше общесво нуждается в методиках работы с детьми-аутистами. Это огромная помощь родителям, самим ученикам с расстройствами аутистического спектра и неоценимая заслуга перед человечеством. 12.03.2024 22:08:25Хонгодорова Вера Николаевнавсестороннее раскрытие интеллектуального и личностного потенциала детей с ОВЗ одна из задач современного образования 12.03.2024 22:08:25Тыхенова Баярма НимасамбуевнаДанный проект очень актуален, так как с каждым годом детей с РАС становится все больше, а обычная методика не всегда подходит таким детям. 12.03.2024 22:08:24Индосова Татьяна Замечательный проект, очень поможет многим детям и их родителям и педагогам. 12.03.2024 22:08:24Ковалева Нина ИвановнаТема очень актуальна. У моих добрых друзе и приятелей есть детки больны аутистизмом 12.03.2024 22:08:24Цыжипова Юлия БулатовнаДанная программа помогает мне в работе с детьми с РАС. Она востребована в настоящее время. 12.03.2024 22:08:24Цыдыпова Гэрэлма АнатольевнаВ настоящее время детский аутизм рассматривается, прежде всего, как особый тип нарушения психического развития, нуждающегося в своих формах коррекционной работы психолога и педагога. Данная работа представляет интерес для педагогов, педагогов-психологов общеобразовательных организаций, которые могут использовать
информацию в помощь по организации обучения детей с РДА. В результате правильно организованного учебного процесса для детей с расстройствами аутистического спектра:
у учеников появится возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса; адаптация детей с ОВЗ будет навязчива и не будет содействовать выработке стереотипов; индивидуальная помощь должна отделять и изолировать ученика; у детей появятся возможности для обобщения и передачи навыков. 12.03.2024 22:08:24Егорова Надежда НимаевнаПроект очень нужен и педагогам, и родителям, и детям, всем, кто заинтересован 12.03.2024 22:08:24Яковлева Оксана БорисовнаНаправление работы является важнейшей составляющей воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра 12.03.2024 22:08:24Тарбаева Ольга Сергеевнаотличный педагог - психолог с большим опытом работы, интересные научные работы. 12.03.2024 22:08:24Кочмарева Оксана АлександровнаПроблема данного проекта актуальна в связи с ростом числа детей с аутизмом. Я сама работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья среди которых встречаются дети с РДА. |