«Психолого-педагогические условия организации психологически безопасной образовательной среды в Детском экологическом центре» (психолого-педагогический проект)
Психологическая безопасность является ведущей актуальной проблемой для родителей, педагогов, и администрации образовательных учреждений. Согласно многочисленным обзорам, опросам, и статьям исследования образовательные учреждения не обладают иммунитетом к насилию – примерно в половине начальных школ и 75 процентах средних школ зафиксированы инциденты преступления и насилия (школьные антиобщественные отношения, высокий уровень агрессии, отвержения одноклассниками и преподавателями, неспособность регулировать эмоциональное поведение, соблюдать школьные правила) [6]. Поэтому особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы.
Образовательное учреждение, являясь социальным институтом и включая в себя подрастающее поколение – учащиеся, взрослых и семью – педагоги и родители, - способна строить свою локальную (частную) систему безопасности и условия психологической безопасности и помощи личности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.
Специфика Детского экологического центра заключается в том, что это учреждение дополнительного экологического образования детей от дошкольного до старшего школьного возраста. В центре реализуются учебные программы по следующим направлениям: эколого-биологическое; естественно-научное; культурологическое; художественное; туристско- краеведческое. Каждый ребенок имеет возможность сам выбрать программу обучения и детское творческое объединение соответственно своим интересам и потребностям.
Таким образом, в Детском экологическом центре необходимо создание такой психологически безопасной образовательной среды, при наличии которой дети будут чувствовать себя полноправными, активными членами образовательного процесса и досуговой деятельности центра, которая позволит учащимся освоить изучаемый материал в соответствии со своими возможностями, повлечет снижение уровня психологического насилия и, как следствие, снижение показателей агрессивности и тревожности всех участников образовательного процесса.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1.Расширено и уточнено содержание понятия «психологическая безопасность образовательной среды»;
2.Уточнена совокупность психолого-педагогических факторов, детерминирующих состояние образовательной среды учреждения дополнительного образования;
3.Организованы, научно обоснованы и апробированы психолого-педагогические условия, обеспечивающие психологическую безопасность образовательной среды учреждения дополнительного образования детей – Детского экологического центра
4.Экспериментально подтверждено, что при организации определенных психолого-педагогических условий в образовательном учреждении возможно повысить уровень психологической безопасности образовательной среды учреждения дополнительного образования (Детского экологического центра).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
*Понятие «психологическая безопасность» впервые рассмотрено и применено к образовательной среде учреждения дополнительного образования;
*Структурированы факторы, детерминирующие состояние образовательной среды учреждения;
*Предложены и научно обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие созданию психологической безопасности образовательной среды учреждения.
Практическая значимость исследования заключается:
*в возможности использования разработанных рекомендаций для создания психологически безопасной образовательной среды в любом учреждении дополнительного образования;
*организованы и апробированы психолого-педагогические условия, обеспечивающие психологическую безопасность образовательной среды Детского экологического центра;
*предложенные условия могут быть использованы при повышении квалификации педагогов учреждений дополнительного образования.
Цель проекта: организовать систему психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическую безопасность образовательной среды в Детском экологическом центре.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи: 1. Определить психолого-педагогические факторы, детерминирующие состояние образовательной среды в учреждении дополнительного образования детей. 2. Выявить особенности образовательной среды, уровень психологической безопасности Детского экологического центра в оценках ее участников. 3. Предложить систему психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня психологической безопасности образовательной среды. 4. Апробировать систему психолого-педагогических условии способствующих повышению уровня психологической безопасности образовательной среды и определить её эффективность.
Основные положения проекта:
1.Уровень психологической безопасности в образовательном учреждении определяет внутреннее эмоциональной состояние участников образовательного процесса (в частности уровень агрессивности и тревожности). 2. Организация системы психолого-педагогических условий, направленной на участников образовательного процесса, способствуют повышению уровня психологической безопасности. 3. Психолого-педагогические условия в учреждении дополнительного образования должны быть направлены на повышение психологической культуры участников образовательного процесса, и, как следствие, на создание психологически безопасной образовательной среды, свободной от проявлений психологического насилия во взаимодействии, и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников. 4. Психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня психологической безопасности образовательной среды включают в себя систему организационных, диагностических, обучающих, консультационных, коррекционных, развивающих и формирующих мероприятий, последовательно реализуемых в соответствии поставленной цели.
Этапы исследования:
Подготовительный этап– выявление психолого–педагогических проблем в образовательном процессе в учреждении дополнительного экологического образования.
Первый этап – поисковый. На данном этапе изучалась научная литература по проблемам влияния среды на человека, психологической безопасности образовательной среды образовательного учреждения.
Второй этап – поисково-аналитический. В течение этого этапа в процессе анализа и практической работы осуществлялось накопление эмпирического материала по проблеме психологической безопасности образовательной среды, накапливался опыт по направлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Отслеживались факторы, детерминирующие состояние образовательной среды.
В работе были проанализированы факторы, детерминирующие состояние образовательной среды. Условно они были разделены на «внутренние» и «внешние». К «внешним» факторам нами были отнесены: общественно-политические условия страны, особенности законодательства в сфере образования, финансирование сферы образования, средства массовой информации, особенности природной среды и экологической обстановки местности, различные ситуации, случайные события. К «внутренним» факторам мы отнесли: чувства, эмоции субъектов образования, особенности общения и отношения друг к другу, особенности поведения в различных ситуациях, уровень психологической культуры педагогов, учащихся и их родителей, степень удовлетворенности результатами образования и психологическим климатом в классе (в группе), уровень внутренней психологической гармонии каждого индивида.
Приведенные в работе доводы о «внутренних» факторах, детерминирующих состояние образовательной среды, позволяют выдвинуть в качестве ключевого психологического параметра образовательной среды характеристику ее безопасности, соотнося ее с категорией психологического насилия, разрушительного для психического здоровья личности.
Итак, в задачи исследовательской работы входили: выявление уровня психологической безопасности среды Детского экологического центра, выявление зависимости психологических состояний участников образовательного процесса (агрессивности, тревожности) от уровня психологической безопасности среды ДЭЦ.
Третий этап – экспериментально-исследовательский отбирались необходимые диагностические методики, определялась репрезентативная выборка участников исследования. Экспериментальную выборку составили 150 учащихся Детского экологического центра среднего и старшего школьного возраста, 34 педагога дополнительного образования Детского экологического центра.
На этом этапе при использовании диагностических методик: Басса-Дарки, Спилбергера, анкеты– опросника «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (Баевой И.А.) изучались индивидуально-личностные особенности участников образовательного процесса, отношение к характеристикам образовательной среды, уровень психологической безопасности образовательной среды экологического центра. На основе результатов исследования были предложены психолого-педагогические условия, которые, по предположению, должны были повысить уровень психологической безопасности образовательной среды Детского экологического центра.
Четвертый этап – экспериментально-развивающий. Были предложены и апробированы психолого-педагогические условия, обеспечивающие психологическую безопасность образовательной среды. Осуществлялась систематизация эмпирического материала, его анализ, интерпретация; оценка эффективности предложенных психолого-педагогических условий.
Говоря о педагогических условиях создания психологически безопасной образовательной среды Детского экологического центра, мы подразумеваем создание такой среды, в которой была бы представлена совокупность педагогических, психологических факторов (методов, средств, технологий), обеспечивающих исключение проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующих удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающих референтную значимость среды и обеспечивающих психическое здоровье включенных в нее участников
Мы выделили следующие педагогические условия обеспечения психологической безопасности образовательной среды: организационно-педагогические, научно-методические, учебно-методические и собственно психолого-педагогические.
Организационно – педагогические условия предполагают такую организацию образовательного процесса, при которой реализуются следующие принципы: индивидуальность обучения, внутренняя открытость, гибкость обучения, связь обучения с практикой, ориентация и мотивация учащихся на сознательность и активность. Организация такого образовательного процесса возможна благодаря обучению педагогического коллектива. Целью социально-психологического обучения является привлечение внимания педагогов и учащихся к психологическим знаниям, мотивация на осознание их актуальности и востребованности в повседневной жизни; выработка умений, готовности к успешному преодолению психологических трудностей, возникающих в процессе обучения, воспитания и общения.
За 2006-2008 учебный год в Детском экологическом центре нами была организована система семинаров по проблемам возрастной и педагогической психологии, социализации личности средствами дополнительного экологического образования, педагогическому взаимодействию с детьми разных возрастов и категорий, по особенностям учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Очень подробно была освещена проблема профессионального выгорания педагогов, был поведен ряд практикумов, помогающих справиться с этой проблемой. Также нами был разработан и проведен тренинг креативности, который помог педагогам посмотреть на свою деятельность через призму творчества, а также Тренинг общения как форма совершенствования профессиональной компетентности педагога. Особое внимание мы уделили проблеме мотивации учащихся к обучению в Детском экологическом центре. Были проведены педагогические советы с коллективом: «Психолого-педагогическая составляющая содержания образовательной программы центра, как основополагающее условие развития содержания педагогической деятельности»; «Развитие профессионального потенциала специалистов ДЭО как одно из условий достижения социально-значимого результата».
К учебно-методическим условиям нами была отнесена психолого-педагогическая экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, образовательной среды, педагогической деятельности специалистов дополнительного экологического образования; разработка психолого-педагогических рекомендаций по обновлению, коррекции содержания программ.
На сегодняшний день нами откорректированы с учетом психолого-педагогической и возрастной составляющей 15 учебных программ, разработано 6 - новых. Программы «Гармония», «Школа лидерства», «Экоклуб психологов», разработанные нами рассчитаны на детей подросткового возраста, и являются хорошим подспорьем в развитии личности подростка и решении его личностных и межличностных проблем. Психолого-педагогическая экспертиза занятий в детских творческих объединениях - занятие в системе дополнительного экологического образования представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, к которому предъявляются определенные требования. Оно должно носить обучающий, воспитывающий и развивающий характер одновременно.
К психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим психологическую безопасность образовательной среды, мы относим повышение уровня психологической культуры педагогов и учащихся через разработку и внедрение в содержание дополнительного экологического образования:
*Программ психолого-педагогической и социально-психологической направленности.
*Отдельных социально-психологических блоков (упражнений, игр, бесед) в имеющиеся эколого-биологические программы.
*Психолого-педагогических технологий - семинаров, практикумов, тренингов, конференций для педагогов.
Уже 4 года на базе Детского экологического центра реализуется проект «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса».
Целью этого проекта мы определили: обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), т.е. формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда в будущем, способной к личностному самоопределению и саморазвитию.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
– профилактика: сюда входят беседы по проблемам наркозависимости, раннего алкоголизма, табакокурения; а также по проблемам взаимоотношений с противоположным полом (подростки) и родителями в рамках Клуба общения для старшеклассников и мероприятий на уровне Центра.
Клуб общения для старшеклассников «Гармония» ежегодно собирает учащихся с разных школ города. В разработанной нами программе занятий клуба «Гармония» акцент ставится на духовно-нравственные основы здоровья, оказывается помощь в создании целостной картины мира, ощущения гармонии и психологического комфорта; создаются условия для осознания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов подростка. Личностно-ориентированные занятия направлены на развитие внутреннего мира подростка, на способность размышлять и находиться в диалоге с самим собой. Программа «Гармония» предполагает развитие психологической культуры подростка, создание в подростковой среде психологически безопасной образовательной среды.
– диагностика (индивидуальная и групповая): анкетирование детей (выявление запроса, отношения к программе и педагогу, интересы учащихся, особенности социума ребенка) и педагогов, психолого-педагогическая диагностика по психологической безопасности среды, диагностика личностных качеств, составление психолого-педагогического портрета по желанию учащегося
– консультирование (индивидуальное и групповое) по психолого-педагогическим и организационным проблемам за 2007 –2008 год:
Консультирование | Родители | Педагоги | Учащиеся | Администрация |
индивидуальное | 2 | 17 | 96 | 2 |
групповое | - | 10 | 12 | - |
№ | Тема | Учащиеся | Педагоги |
1 | Психологическое консультирование, связанное со способностями | + | _ |
2 | Психологическое консультирование, связанное с развитием личности | + | + |
3 | Вопросы коммуникативного и социально – перцептивного реагирования | + | + |
4 | Проблемы саморегуляции в общении | + | + |
5 | Проблемы межличностного общения | + | + |
6 | Детско – родительские отношения | + | + |
7 | Проблемы самочувствия и состояния здоровья | + | _ |
8 | Составление индивидуального психологического портрета | + | _ |
9 | Проблемы профориентации и профпланирования | + | _ |
Необходимо отметить, что среди учащихся за консультацией в большей мере обращаются подростки, в связи со сложным переходным возрастом и поиска своего места «под солнцем».
В связи с этим под нашим руководством уже третий год на базе Детского экологического центра работает Кабинет доверия, куда за помощью и поддержкой может обратиться любой учащийся Центра. В 2007 - 2008 году в кабинет доверия по разным проблемам обратилось 123 человека.
В 2007-2008 учебном году была апробирована такая форма, как анонимный ящик детских проблем. В этот ящик любой ребенок мог написать и скинуть вопрос, или предложение, или интересующую его тему, которую необходимо рассмотреть на занятии, или свое переживание. Содержание ящика мы анализировали, и каждый ребенок получал рекомендации.
– развивающая работа (индивидуальная и групповая) – в том числе создание совместных с учащимися экспериментальных проектов: по проблемам здоровьесбережения, экологии человека, психологического здоровья детей. За последние 2 года под нашим руководством учащимися разработано 7 учебно-исследовательских проектов. Большую роль в развивающей работе с подростками играет клуб общения для старшеклассников, где мы обучаем приемам эффективного общения, умению регулировать свои эмоции; развиваем интеллектуальные способности и личностные качества.
– психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
На последнем итоговом этапе выявились следующие результаты: средний показатель общей агрессивности педагогов снизился по сравнению с первичной диагностикой с 14 до 13,7; а показатель общей враждебности с 9,5 до 9,2 (р
Индекс психологической безопасности в повторном исследовании незначительно возрос: в начале года средний по коллективу балл 3,56, в конце года 3,58 (максимально возможный 4). Уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды также повысился с 4, 34 (средний балл) до 4,43 (р
При повторной диагностике подростков выявилось, что 40, 4% учащихся (по сравнению с 54% в начале года) имеют повышенные показатели агрессивности, 21, 3 % (по сравнению с 49% в начале года) – повышенный уровень враждебности. Показатели по оценке психологической безопасности образовательной среды центра наоборот повысились: так средний по группе индекс психологической безопасности в начале года 3,46, по окончании года 3,55 (р
Подростки | Общая агрессия (средние показатели) | Общая враждебность (среднее) | Ситуативная тревожность (среднее) | Личностная тревожность (среднее) | Психологическая безопасность (среднее) | Удовлетворительные характеристики (среднее) |
1-ое исследование | 17,9 | 11,2 | 1,94 | 2,5 | 3,46 | 4,33 |
2-ое исследование | 16,98 | 10,6 | 1,92 | 2,42 | 3,55 | 4,47 |
Итак, по результатам исследования можно сделать вывод, что уровень психологической безопасности образовательной среды можно повысить за счет организации определенных психолого-педагогических условий. Следствием повышения уровня психологической безопасности среды будет снижение уровня агрессивности и тревожности ее участников.
Создавая условия для психологически безопасной образовательной среды, мы предполагаем, что эти условия помогут осуществить две функции - защитную (означающая отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, требованиями психологии здоровья) и развивающую.
Осуществленный анализ позволяет утверждать, что создание психологической безопасности образовательной среды может выступать одной из центральных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Ее реализация возможна через насыщение среды программами и технологиями, обеспечивающими устранение психологического насилия во взаимодействии и адресованных всем участникам учебно-воспитательного процесса.
В заключении мы можем сделать следующие выводы:
Для повышения эффективности деятельности Детского экологического по организации психологически безопасной образовательной среды в учреждении дополнительного образования необходимо продолжить:
– совершенствовать нормативно-правовое и организационное обеспечение образовательного процесса через проведение психолого-педагогической экспертизы учебных программ, положений массовых мероприятий и другой рабочей документации;
– повышать уровень психологической культуры педагогов через организацию системы семинаров, конференции, круглых столов, тренингов; вводить в программы этих мероприятий темы по возрастной физиологии, психологии, социальной и педагогической психологии; информировать о новейших психолого-педагогических исследованиях и технологиях;
- повышать уровень психологической культуры учащихся через внедрение в учебный план учреждения программ и проектов психолого-педагогического характера, позволяющих детям лучше узнать и понять свой внутренний мир, научиться конструктивному общению с окружающими, способствующих самореализации личности каждого ребенка; как альтернативу можно предложить внедрение элементов, некоторых психологических, развивающих упражнений, отдельных творческих занятий в программы дополнительного образования;
–освещать современное состояние дел, касающееся психологического здоровья детей, результатов психолого-педагогической диагностики и экспертизы для родителей и педагогического коллектива; формировать у них активную позицию к необходимым изменениям;
– вводить в программу аттестации образовательного учреждения оценку деятельности учреждения по сохранению психологического здоровья учащихся и оценку параметров психологической безопасности образовательной среды.
Результаты нашей практической и научной деятельности были нами освещены на районных «Педагогических чтениях», РМО дополнительного образования, районных семинарах и областной конференции. С рекомендациями по эффективной организации психологически безопасной образовательной среды были ознакомлены педагоги дополнительного образования Талицкого района.
К изданию готовится сборник методических рекомендаций «По организации психологически безопасной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей», который будет находиться в открытом доступе в библиотеке Детского экологического центра.