«Жизнеспособность подростков» (система психологической предпрофильной подготовки в воспитательно-образовательном процессе общеобразовательного учреждения)
Опираясь на исследования, проведенные в рамках международного проекта «Методологические и контекстуальные проблемы в исследовании детской и подростковой жизнеспособности: международное сотрудничество в исследовании психического здоровья детей и подростков», российские ученые пришли к выводу, что на сегодняшний день современные подростки не обладают достаточным уровнем жизнеспособности. Молодое поколение ожидает помощи - даже если и не обращается за ней напрямую - от социальных институтов (семьи, школы и т.д.). Если такая поддержка детям и подросткам не оказывается, возникают проблемы их социальной дезадаптации.
Методическое пособие «Жизнеспособность подростков» носит практический характер, в нем не только раскрываются теоретико-методологические основы изучения жизнеспособности личности, дается структурно-функциональное описание модели ее развития, но и предоставляется реальная возможность совершенствовать систему предпрофильной подготовки в воспитательно-образовательном процессе общеобразовательного учреждения (адаптирована на базе кадетского корпуса 2013-2016 гг.).
В данном пособии представлены два раздела:
В разделе 1 «Анализ теоретических воззрений на развитие жизнеспособности подростков» рассматривается многообразие научных подходов к феномену жизнеспособности в отечественной и зарубежной литературе, взаимосвязь с такими структурными компонентами как способности к «самопознанию», «саморазвитию», «самоконтролю»; влияние определенных личностных, сущностных и поведенческих ресурсов на жизнеспособность. Жизнеспособность подростков рассматривается как компонент профессионального роста и развития.
В разделе 2 «Теоретическая модель развития жизнеспособности подростков» рассматривается структурно-содержательная модель как средство развития жизнеспособности подростков.
Программа рассчитана на обучающихся 8-10 классов, в ней сделан акцент на развитие тех свойств личности, которые в комплексе обеспечивают развитие жизнеспособности подростков:
- формирование интереса к самопознанию как субъективной способности к исследованию собственной жизни, ее деятельности и процессов;
- сопряжение (взаимодействие) ценностного и деятельностного плана жизни через целеполагание и планирование;
- развитие способности к прогнозированию результатов собственной деятельности и соотнесения их с личностными ресурсами;
- развитие готовности к эффективному функционированию (оптимальной активности), продуктивность поведения подростка как субъекта деятельности и результативность в достижении цели и решении жизненных задач.
Методическое пособие адресовано студентам, аспирантам, психологам, социальным педагогам, офицерам-воспитателям и классным руководителям кадетских общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений, центров психологической поддержки и реабилитации детей и подростков. Предлагаемый материал поможет педагогам обеспечить успешную социализацию обучающихся, справиться со многими проблемами – саморегуляции, организованности, профессионального выбора.
Жизнеспособность, являясь важнейшим ресурсом развития, оказывает непосредственное влияние на успешность личности: социально-психологическую устойчивость к воздействию окружающей среды, позитивное мышление, наличие смысла и целей в жизни, активность и ответственность.