«Системная модель профилактики психоэмоционального напряжения для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях Заполярья» (методика психолого-педагогической поддержки позитивной социализации дошкольников)
Актуальность
Разработанная нами «Системная модель позитивной социализации и профилактики психоэмоционального напряжения в ДОУ» (далее система) реализуется с 2010 года (Приказ по ДОУ №4/0 от 18.05.2010г) в рамках Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №31.
Использование новых подходов, методов и технологий позволили нам не только заниматься воспитанием у подрастающего поколения общей культуры, но и формировать умения вести здоровый образ жизни, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, адаптироваться к различным условиям жизни и жизнедеятельности, защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды.
Цель
профилактика психоэмоционального напряжения, обеспечение психолого-педагогической поддержки позитивной социализации для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Задачи
- Создание условий для профилактики психоэмоционального напряжения в целостном образовательном пространстве как основы сохранения и укрепления детей в условиях Заполярья.
- Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия ребенка со стороны всех служб дошкольного образовательного учреждения и участников образовательного процесса.
- Обогащение содержания образовательного процесса за счет привлечения воспитательного потенциала, вариативных и авторских здоровьесберегающих программ.
- Обобщение и систематизация современных методик и здоровьесберегающих технологий.
- Создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, создание благоприятной психологической атмосферы в семье и детском саду.
- Разработка мониторинга отслеживания деятельности дошкольного учреждения и семьи по созданию благоприятного эмоционального состояния и благополучия детей, психоэмоционального климата в ДОУ.
Направление:
- Поиск новых направлений и форм педагогической работы с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОО.
- Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
- Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Выводы
Объединение усилий специалистов, воспитателей и родителей ДОУ является обязательным условием успешного решения поставленных задач по профилактике психоэмоционального напряжения, по сохранению и укреплению здоровья детей. Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию. Систематическая и целенаправленная работа всего коллектива, наличие благоприятных условий в группах открыли широкие возможности для творческого проявления детей, педагогов и родителей, позитивного психологического настроя, уменьшение нервно-психологического напряжения и снижение заболеваемости, о чем свидетельствуют данные диагностики.
Результаты проводимых мероприятий показали, что там, где в образовательном процессе присутствуют национальные традиции двигательной активности и художественного творчества, а ребенку предоставлена максимальная свобода выбора решений при реализации поставленных перед ним задач, наблюдаются высокие результаты обучения в сочетании с благоприятными тенденциями в формировании здоровья. Таким образом, именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируются физическое и психическое здоровье детей, ценности здорового образа жизни, закладываются основы, правильного физического развития, высокой работоспособности, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых и других физических качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма, происходит становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Положительный опыт проведения НОД с дошкольниками показывает, что все перечисленные задачи можно решать путем введения инноваций, интегрированных форм работы, увлекательных физических упражнений.