«Комплексная программа по поддержке и охране психического здоровья женщин среднего возраста»
Резюме: В настоящей статье основным содержательным аспектом является подготовка психокоррекционной программы для женщин среднего возраста. Программа направлена на поддержание и охрану психического здоровья. Обоснована необходимость работы в рамках гештальт-терапии и раскрыт один из основных факторов программы. В данный момент программа проходит апробирование на базе ООО Психолого-консультативного центра Диалог (г.Северск). В программе приняли участие 68 человек.
Взрослый период является наиболее продолжительным и наиболее продуктивным периодом развития человека. Несмотря на признание важности более комплексного его изучения, исследований, касающихся специфики развития взрослого в настоящее время все еще недостаточно. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что решение многих проблем практической психологии невозможно без осмысления психологических особенностей кризисов личности, своеобразия их содержания. На сегодняшний день недостаточно теоретических и практических разработок, посвященных периоду кризиса середины жизни женщин. В зарубежной психологии данная проблема кризиса активно разрабатывается Гаулдом Р., Левинсон Д.,Вейлант Д., но основным объектом исследования являются мужчины с их специфическими особенностями проживания этого жизненного этапа. Возникла необходимость изучения феномена - кризиса середины жизни у женщин. (Варгасова Е.,2005) На каждой из возрастных ступеней женщину (или девушку) подстерегают множество весьма специфических подводных «рифов», которые угрожают здоровью и благополучию (Семке В.Я., Епанчинцева Е.М.,2005).
Для того чтобы обозначить подходящую стратегию психокоррекционного вмешательства для клиента, необходимо собрать историческую и текущую информацию. ( Локтаев М. Ю.,2001) При попытке осмысления взрослости психологические критерии стремительно субъективизируются, поскольку центральным моментом переживания себя как взрослого для человека является именно собственное отношение к возрасту, отнесение себя к определенной возрастной когорте (для чего очень важно наличие семьи и опыта родительства). Более того, для взрослого человека становится личностно значимым экстраполировать свой опыт - "остаться в памяти потомков", закрепившись в бытии своими поступками, событиями своей жизни, результатами творчества, сделанными выводами, да и просто накопленными жизненными наблюдениями. Для определения развивающихся «неоконченных дел» и специфических невротических процессов, которые упорно мешают попыткам клиента самореализации «здесь -и -сейчас» развитие психокорекционной программы было осуществлено в рамках гештальт-подхода.
Сегодня гештальт-терапия стала одним из самых мощных направлений в современной психотерапии не только за рубежом, но и в России, Белоруссии, на Украине. В течение двенадцати лет в России психотерапевтическое сообщество развивало этот подход в специализированных институтах, а теперь гештальт-терапия все чаще включается в программы обучения психологов, психотерапевтов, консультантов. (Хломов Д. Н.,2005) Целью гештальт-терапии является разблокирование сознания путём освобождения ретрофлексивного энергитического потенциала, ассимелирования интроектов и замены проекций подлинными реальными действиями. (Романенко О.К., 1995)
Основателем гештальт-терапии, ее групповой формы, считается Фриц (Фредерик С.) Перлз. Им были созданы группы, где индивидуальная работа сочеталась с групповым процессом. Будучи нейропсихиатром по образованию, он начал работу в духе идей 3. Фрейда. Позже в своих поисках самостоятельного метода Перлз изучал теорию поля Курта Левина, театр психодрамы Якоба Леви Морено, биоэнергетику и метод Александера. Основной целью групповой гештальт-терапии Перлз считал восстановление в каждом участнике группы организмических процессов, нарушенных в ходе жизненного цикла, что должно способствовать достижению личностью зрелости. Под зрелостью он понимал оптимальное состояние здоровья, когда личность способна взаимодействовать со средой, свободно удовлетворяя свои потребности. Это становится возможным благодаря терапии непродуктивных стереотипов поведения и замене их полноценными и адекватными реакциями. Здоровый индивид осуществляет свободные контакты, открытые и прямые. Он способен принять на себя ответственность за свои чувства, действия и жизнь в смысле самостоятельного ее изменения. Он свободно осуществляет "контакт-уход", осознает внешнюю и внутреннюю зоны, удовлетворяет свои потребности и развивается. Развитие ведет к эмоциональной зрелости. Процесс становления личности требует мобилизации собственных ресурсов, преодоления страха в отсутствие внешней поддержки, способности рисковать. При достижении зрелости у человека отпадает необходимость манипулировать другими людьми для удовлетворения своих желаний т.к. все стороны жизни он может обеспечить себе сам в открытом общении. (Романенко О.К., 1995).
Создание такой личности по Э. Эриксону происходит в период взрослости, который принято связывать с новыми личностными характеристиками: 1) умение брать на себя ответственность, принимать решения; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и "отдавать" индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, рационализм, трезвость в оценках и чувство "сделанности" жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др. За счет этих новоприобретений большинство взрослых людей обретают к середине периода - 40 годам - устойчивость в жизни и уверенность в себе. (Сапогова Е.,2001).
Однако, проведенное исследование по изучению психологических особенностей эмоциональной сферы женщин среднего возраста, которое проводилось на базе ООО Психолого – консультативного центра «Диалог» (г.Северск), сплошным методом на добровольной основе (112 человек в возрасте от 27 до 44 лет) за период 2006 – 2007 год, показало, что в актуальном состоянии у всей группы присутствует: тревога, пессимизм, неуверенность в будущем, депрессия, страхи и опасения за будущее, неудовлетворенность взаимоотношениями с супругом и коллегами по работе, независимо от факторов, которые были использованы для условного разделения на подгруппы. Это позволяет нам сделать вывод, что для большинства испытуемых женщин характерна тенденция негативной оценки времени своей жизни, особенно личного, настоящего и будущего. (Аксенов М.М., Скрипачева Е.Н., 2008). По отношении к времени своей жизни, по В. И. Ковалеву, выделяется несколько типов поведения во взрослом возрасте:
1) стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни; она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление или предотвращать осуществление; поведение такого человека ситуативно, безынициативно, фрагментарно;
2) функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности; но инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, а не их объективные или субъективные последствия; у такого человека отсутствует "жизненная линия";
3) созерцательно-пролонгированный тип: личность пассивно относится к бегущему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени жизни;
4) созидательно-преобразующий тип: личность пролонгированно осуществляет организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общественных проблем, творчески овладевает временем. (Абульханова-Славская К. А.,2005).
Хотя большинство женщин средних лет переживают острый кризис в физическом и эмоциональном плане и рассматривают этот отрезок жизни как период заката, при этом все начинают сознавать, что время безвозвратно уходит и что им уже не удается достичь ранее задуманного. При этом в ходе проведенного исследования практически все женщины отметили, что они способны лучше управлять ходом своей жизни. (Аксенов М.М., Скрипачева Е.Н., 2008). Женщинам не хочется тратить время попусту, они более рационально подходят к его планированию, распределению, к постановке перспективных задач, происходит смена "эмоцио" на "рацио" . В целом личность переживает себя полной сил и возможностей, способной совладать с проблемами, принять правильное решение при необходимости выбора, принять ответственность на себя в сложных ситуациях и т.д. Таким образом, в данный период возможен всплеск всевозможных хобби, открытие в себе новых способностей, удовлетворение "детских" желаний и мечтаний, "испытание себя" в тех формах деятельности, которые ранее казались "закрытыми". Личность на этапе взрослости получает возможность сделать привычную жизнь новой. Взрослый человек получает возможность реализовать то, что он считает правильным, истинным, обязательным к исполнению. (Сапогова Е.,2001).
Именно обретение женщинами среднего возраста нового чувства времени является одним из аспектов психокоррекционной программы, который лег в основу комплексного подхода. При разработке программы, был проведен опрос среди потенциальных участниц о желаемых методах работы. Исходя из полученных данных, в данную программу были приглашены специалисты: фитнес-тренер, актриса и парикмахер-стилист. Следует отметить, такой подбор специалистов неслучаен, так как некоторые женщины среднего возраста опираются на такую характеристику взрослой личности, как ее генерализованную ориентацию на молодое поколение, ее искреннее желание помочь молодым обрести собственное "Я". В ряде случаев интерес к молодежи, принципиально свойственный взрослому возрасту, еще переживаемая "психологическая близость" к молодости ("я не чувствую свои годы"). Это приводит к некритичному подражательству молодым: в одежде, в жаргоне, в стиле жизни и формах общения, что, свидетельствует о недостаточной личностной зрелости.
Программа состоит из нескольких занятий: тренинги, фитнес, уроки стилиста. Цель программы: участникам предоставляется возможность видеть, осознавать, развивать, корректировать имеющиеся и вырабатывать новые личностные качества и новые социальные навыки. На основе предоставляемой информации и приобретаемого опыта осознать свои особенности, определяющие в том числе и имидж. Самопознание своей духовности выступает одним из исходных условий подготовки к созданию себе достойного имиджа. (В.М.Шепель, 1994). Программа проводится в несколько этапов. «Нулевым» этапом - является диагностический блок, который осуществляется психологами. Затем формируется группы, с которыми проводятся занятия по разработанному сценарию. На завершающем этапе проводится вторичное тестирование психологами, для оценки, данной программы.
В данный момент комплексная программа проходит апробирование на базе ООО Психолого – консультативного центра Диалог (г. Северск). В программе приняли участие 168 женщин в возрасте от 31 до 44 лет. Получены первые результаты программы, которые отмечают положительную тенденцию изменения эмоционального состояния женщин, формируется индивидуальный имидж, происходит эстетическое самообразование. Данная программа была названа лучшим практическим имидж-проектом года на IV интернациональном конкурсе «Имидж-директория» (Москва – 2008).
Литература:
1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. - М., 2005.
2. Аксенов М.М., Скрипачева Е.Н. Психологические особенности эмоционального состояния женщин среднего возраста -Т, 2008
3. Аксенов М.М, Шелехов И.Л., Скрипачева Е.Н. Тенденции развития здоровой личности в гештальт-подходе // Сборник материалов XI Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (16-20 апреля 2007 г.).
4. Варгасова Е. «Молодой человек с блестящим будущим… за спиной» / «Вечерний Новосибирск» 10 февраля 2005г.
5. Романенко О.К. Практическая гештальт-терапия М.: Фолиум, 1995, 112 с.
6. Сапогова Елена Взгляд на взрослость изнутри: психологический дивертисмент///"Психология зрелости и старения". - 2001. - № 1(13). - С. 5-27.
7. Семке В.Я., Епанчинцева Е.М. Душевные кризисы и их преодоление./ Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005.– 212 с.
8. Хломов Д. Н. Гештальт-терапия, Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. -М.: МГИ.
9. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния М.:»ЮНИТИ», 1994.
10. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: Фонд Университетская книга", 1996.