Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психологическая оценка влияния эколого-химических факторов на личностно-характерологические особенности подростков»


Актуальность
Экологический риск обозначается как опасность разрушительного воздействия человека на природу,  который, в свою очередь, сформировал экологический патогенный риск для психологического и психического здоровья населения, включающий глобальные изменения, происходящие на планете. «Белая Книга России», где помещены ежегодные «Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды», утверждает, что ежегодное поступление в атмосферу токсичных и опасных соединений, таких, как сернистый ангидрид, окислы азота, углеводороды, другие органические соединения, в России составляют в среднем 300 кг  на одного человека. 

Работами И.В. Боева (1986 – 2001) и О.А. Ахвердовой (1990 – 2001)  на научно–практическом уровне обоснована необходимость развития экологической психологии, направленной на психодиагностику состояний психологической дезадаптации, психологической и психической декомпенсации, развития аномальной личностной изменчивости в условиях хронического воздействия микро– и малых доз химических веществ, соединений и композиций, а главное на разработку системы совершенствования профилактики психологического и психического здоровья, конституционально–типологической защиты детского и подросткового организма  от деструктивных антропогенных воздействий.

Попытка понять и раскрыть природу стабильности конституционально- психотипологических и личностных особенностей подростков не только с позиции социального детерминизма, но и с позиции биологического детерминизма, когда конституционально-психотипологическая аномальная  изменчивость плода, программируется  уже в утробе матери, подвергаясь деструктивным химическим воздействиям, именно этот факт реально акцентирует  проблематику как общей, так и дифференциальной психологии личности. Подобный подход позволяет преодолеть искусственный дуализм среды и наследственности, что крайне необходимо для психологической защиты будущих поколений нашей страны.

Социальная, научная и практическая значимость
Впервые представлена психологическая феноменология и статистически достоверная  аномальная личностная изменчивость в виде проявлений пограничной аномальной личности подросткового возраста, формирующейся в условиях хронического деструктивного социально - экологического воздействия сложных химических органических композиций, образованных промышленными углеводородами. Впервые продемонстрировано на экспериментально – психологическом материале и доказана возможность фенотипической изменчивости конституционально – психотипологических и личностных характеристик подростков под влиянием неблагоприятной эколого–химической среды обитания. Впервые подтверждена индивидуальная конституционально – типологическая личностная толерантность к сложным химическим органическим композициям - углеводородам, образующим экологическую среду обитания, зависящая от личностного психотипа. Представлена вероятность развития психологической дезадаптации и личностной декомпенсации в условиях длительного проживания в неблагоприятной экологической среде обитания.

Впервые эмпирически установлены и экспериментально подтверждены принципиальные отличия психотипологической и личностной структуры подростков, длительно проживающих в экологически благоприятных или неблагоприятных регионах, когда деструктивные эколого–химические факторы оказывают влияние на метаболизм мозга, изменяют его гомеостаз, что проявляется в виде фенотипической аномальной психотипологической и личностной изменчивостью. Впервые разработаны психолого – математические модели диагностики и дифференциальной диагностики психологической дезадаптации и личностной, поведенческой декомпенсации подростков под влиянием неблагоприятных химических факторов среды обитания. Установлено, что хроническое влияние социально – экологических факторов на подростков проявляется в комплексном, системном характере изменений, происходящих в человеке на психологическом, психическом, личностном уровне. Негативные конституционально–психотипологические и личностные фенотипические  изменения детерминированы неблагоприятной эколого – химической средой обитания, приводящие к патологической трансформации психологических, личностных и поведенческих характеристик подростков, препятствующих полноценной самореализации и самодостаточности будущих поколений.

Значение для развития психологии
Впервые дана характеристика комплексных эмпирических, клинико-психологических результатов исследований конституционально-психотипологических и личностных особенностей подростков, находящихся в неблагоприятных условиях экологической среды жизнедеятельности. Определены различия в надежности функционирования конституциональных психотипологических и личностных механизмов компенсации и адаптации у подростков в зависимости от их принадлежности к личностному психотипу.

Цель
Цель исследования: изучение закономерностей видоизменения конституционально-психотипологических личностных особенностей подростков, проживающих в неблагоприятной эколого-химической среде обитания с преобладанием сложных химических органических композиций (СХОК)  в Ставропольском крае.

Аудитория
Аудитория, на которую рассчитан проект – психологи, клинические психологи, психотерапевты, школьные психологи, социальные работники, студенты вузов.

Основное содержание работы
Во введении обоснован выбор проблематики экологической психологии для личности, имеющей социальную и государственную значимость для будущего нашей страны, определена актуальность темы, сформулирована научная новизна, теоретическая и практическая ценность настоящего исследования, поставлены цели и задачи исследования, выдвинуты гипотезы исследования и основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Взаимодействие конституционально-типологической структуры личности с эколого-химическими факторами внешней среды обитания» представлен анализ теоретических и методологических проблем, стоящих перед современной психологией личности, находящейся в экстремальных условиях социально-экологической среды обитания, перед психологической индивидуальной дифференциацией конституционально-типологических личностных различий. Раскрыто содержание экологической психологии, в которой феномен человека состоит в том, что он является значительной частью вселенской эволюции, преобразует биосферно-природное основание в социо-природное, культурно-духовное, в «цивилизованное бытие». В процессе воздействия внешних факторов на человека как на «функциональную систему» происходит совершенствование и обогащение человеческих популяций, развитие их психологического, биологического, духовного здоровья.

Во второй главе «Материалы и методики исследования» подробно изложены психологические и математические методы исследования, материал исследования, включающий основную группу, сравнительную и контрольную группы. В процессе работы использовался «малый» и «большой» набор, «батарея» методик исследования. Все результаты были отобраны с помощью непараметрической математической статистики.

В третьей главе «Результаты эколого-химического хронического воздействия среды обитания на  констиционально -типологическую личностную структуру подростков» отражены результаты многолетних экспериментально-психологических исследований подростков, проживающих в эколого-химической среде обитания с преобладанием сложных органических химических композиций (г. Буденновск), по сравнению со смешанной эколого-химической среды обитания – сложные органические и неорганические химические композиции (г. Ставрополь), а также с курортным регионом (г. Пятигорск), отличающимся благоприятной эколого-химической средой обитания.

Представлены результаты сравнительного патопсихологического анализа деструктивного влияния на конституционально-типологическую подростковую структуру представителей нормы-акцентуации эколого-химических факторов органического происхождения г. Буденновска и курортного региона (г. Пятигорск).

Результаты, выводы
1.Эколого-химическая среда обитания с преобладанием сложных химических органических композиций в виде углеводородов (г. Буденновск) оказывает более деструктивное воздействие на конституционально-психотипологические личностные особенности подростков по сравнению со смешанной эколого-химической средой обитания органического и неорганического происхождения, свойственной г. Ставрополю.
2.По степени выраженности большее деструктивное влияние углеводороды оказывают на подростков с эпилептоидной акцентуацией, на втором месте располагаются подростки с истероидным психотипом акцентуации; на третьем месте – с шизоидным психотипом. Подростки с циклоидным психотипом демонстрируют наибольшую толерантность к неблагоприятному эколого-химическому воздействию среды обитания. У подростков с эпилептоидным, истероидным и шизоидным типом акцентуаций наблюдаются признаки негативного конституционально – типологического личностного и поведенческого дрейфа от диапазона нормы - акцентуаций к диапазону пограничной аномальной личности в конституционально – континуальном пространстве.
3.Гипертрофия личностно – характерологических особенностей, характерных для конкретного личностного психотипа, появление личностных, психологических, характерологических особенностей несвойственных структуре определенного психотипа в условиях хронического влияния среды обитания с преобладанием эколого – химических факторов органического происхождения (углеводороды), отражает аномальную конституционально-психотипологическую изменчивость. Взаимодействие эколого-химической среды обитания  с дополнительными социально-стрессовыми факторами особенно неблагоприятно для конституционально-типологических особенностей  подростков с истероидным и  шизоидным личностным психотипом.
4.Сложные химические органические композиции (углеводороды), преобладающие в эколого-химической среде обитания, снижают толерантность подростков к воздействию внешних факторов, истощают психобиологический резерв личности, снижают индивидуальный барьер психической и психологической адаптации, актуализируют конституциональные механизмы индивидуальной личностной декомпенсации,  открывая путь к формированию пограничной нервно-психической патологии.
5.Конституционально обусловленные личностные психотипы подростков под влиянием хронического деструктивного воздействия социально – экологических факторов могут изменяться, варьировать от личностной, характерологической, психологической нормы до аномальной личностной изменчивости (пограничная аномальная личность), что сопровождается аномальным изменением психологических, личностных переживаний вплоть до патологических признаков девиантных стереотипов поведения (алкогольный, делинквентный).
6.Разработанные дифференциально-диагностические психологические шкалы, основанные на патопсихолого-математическом дискриминантном анализе, позволяют использовать их в практической психологии, психофизиологии, педагогике, медицине при обследовании подростков общей популяции, проживающих  в экологически неблагоприятной среде обитания, детерминированной химическими композициями органического  происхождения, отличая от сверстников, проживающих в экологически благоприятном регионе или в регионе со смешанной эколого-химической средой обитания


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su