- Недбаева Светлана Викторовна
доктор психологических наук, профессор, Армавирская государственная педагогическая академия (Армавир)
- Качалова Алевтина Васильевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии социально-психологического факультета, Армавирский государственный педагогический университет (Армавир)
- Твелова Ирина Александровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Армавирская государственная педагогическая академия (Армавир)
Организация: ФГБОУ ВО "АГПУ"
Актуальность
Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. Поэтому поиск новых подходов и разработка инновационных технологий подготовки педагогических кадров является актуальной потребностью современной системы образования. Решение проблемы авторы учебно-методического сопровождения изучения дисциплины «Общая психология» видят в развитии субъектной позиции личности при ее изучении.
Учебно-методическое пособие разработано авторским коллективом для оказания помощи студентам в изучении одной из основных дисциплин психологического цикла «Общая психология».
Психология представляет собой одну из профилирующих дисциплин в общем контексте концепции высшего педагогического образования. Психология очень сложная отрасль знаний, исследующая чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающая своим вниманием большой объем специфических понятий и терминов, связанная в силу своего предмета со многими областями общественных и естественно-научных дисциплин.
Сложность обучения психологии усугубляется отсутствием ясной, четкой и единой системы в понятийном аппарате; новизной и трудоемкостью психологического материала; наличием большого количества вопросов, находящихся пока в стадии дискуссии; непониманием и незнанием практического значения психологии. Это часто приводит к механическому заучиванию материала, к тому, что студенты усваивают предмет абстрактно и формально.
Непонимание психологического материала усугубляется труднодоступным изложением материала в учебниках по психологии, слабой связью содержания учебного материала с практикой, с жизнью и с тем, что студентам в очень короткий срок приходится усваивать систему сложных психологических понятий и закономерностей.
Содержание разделов определено требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.01. «Педагогическое образование», который предусматривает возможность вуза в самостоятельной разработке примерных программ дисциплины с ориентацией на региональные условия, а также профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника средствами данной дисциплины.
Цель
Формирование у студентов целостного представления о психике человека, знакомство с психологическими теориями и историей становления психологии, изучение теоретического фундамента психологической науки и психологических механизмов управления образовательным процессом.
Задачи
- овладение понятийным аппаратом науки;
- формирование умений изучать и использовать психологические теории и методологию науки;
- развитие навыков практического применения теоретических знаний в педагогической деятельности;
- получение экспериментальных данных и их интерпретация;
- развитие рефлексивных знаний, умений и навыков и их использование в собственном самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании; развитие умений и навыков самореализации и самопрезентации;
- развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой и др.
Содержание
Учебно-методическое сопровождение изучения дисциплины психологического цикла по ОПП 44.03.01. Педагогическое образование состоит из учебно-методического пособия: Современный педагог: общая психология / С.В. Недбаева, А.В. Качалова, И.А. Твелова. – М: РУСАЙН, 2016. – 274 с.
Содержание учебно-методического пособия включает: содержание; место учебной дисциплины в структуре ООП ВО; цель и задачи освоения дисциплины; перечень планируемых результатов обучения по дисциплине; объем, содержание и структура учебной дисциплины; планы и содержание лекционных, практических и лабораторных занятий; организацию самостоятельной работы студентов; аттестацию по дисциплине; этапы формирования компетенций; описание показателей и критериев оценивания компетенции; темы для контрольных и курсовых работ; тестовые задания; вопросы к экзамену; технологическую карту дисциплины; информационно-программное обеспечение и приложения.
Результаты, выводы
При изучении дисциплины «Общая психология» студенты имеют большие возможности не только для изучения своих психологических особенностей (внимание, память, мышление, характер, способности и др.), но и для наблюдения за другими людьми, сравнения своих качеств с аналогичными качествами у других, закрепления и применения полученных теоретических знаний на практике.
Методические материалы направлены на организацию обучения студентов в рамках реализации компетентностного подхода и конвергентных идей в образовании и содержат практический опыт преподавания дисциплин по психологии в Армавирском государственном педагогическом университете.