«Красочный мир» (цикл практических занятий с инвалидами)
Актуальность
Каждый человек индивидуален и отношение к нему со стороны меняет его мировосприятие. Каким стать и каким надо быть? Проблема взаимопонимания лежит в основе этих вопросов. А значит, мы говорим о проблеме восприятия других, отношений, принятия или непринятия, отказа от общения.
Слепые и слабовидящие люди – это люди, у которых компенсация зрительной недостаточности иногда достигает феноменальных результатов. Слух, обоняние и осязание становятся сверхсильными. А ощущения человека в ситуациях длительного общения, кратковременного контакта или деятельности становятся на уровне комплексного компенсаторного восприятия на более высокую ступень, ступень биполярного восприятия. Эти ощущения восприятия мира со временем начинают, обладать внутренним цветом и восприятия уже осуществляется в цветовом режиме. Такое внутреннее ощущение окружающих людей и объектов особенно свойственно для слабовидящих и слепых. Многим иногда кажется, что они обладают паранормальными свойствами и телепатией, ведь один человек воспринимается, как черное пятно, другой – красное, а ситуация общения в разных местах по многоцветию самая разнообразная.
Люди стараются разобраться в себе, других и такое желание может только приветствоваться. Но, не имея необходимых знаний в области психологии человека, восприятии окружающего мира, формировании представлений об окружающем мире, ассоциативном мышлении и многом другом бессмысленно философствовать и рассуждать интуитивно. Тем самым, нанося вред своей психике, психике близких и окружающих людей. Важно найти себя и сделать принимаемым в обществе, принять общество самому. Найти в себе силы к познанию и раскрыть свой внутренний мир через искусство.
Сформировать необходимые знания, научиться понимать себя и анализировать свои ощущения. Развить навык комплексного полисенсорного восприятия мира.
Активизировать познавательный интерес через познания своего сознательного и бессознательного «Я». Научиться управлять собой и регулировать свои эмоции.
А главное - помочь раскрыться и реализовать свои творческие возможности.
Стать интересным для близких и значимым в обществе.
На это нацелен проект «Красочный мир».
Проект имеет социальную значимость, так как способствует социальной адаптации слепых и слабовидящих людей в обществе, через активные способы взаимодействия, открытые диалоги, выставки творческих работ, «мастер-классы», участия в конкурсах.
Проект имеет научную значимость, так как позволяет изучить особенности психологических подходов к работе со слепыми и слабовидящими людьми. Определить проблемы сегодняшнего дня, найти пути решения возможных социальных и личностных проблем разных возрастных категорий.
Проект имеет практическую значимость, так как дает возможность отобрать приемы, методы и психологические техники в работе с разными возрастными категориями слепых и слабовидящих людей: дошкольники, школьники, подростки и взрослые (работающие и неработающие, пенсионеры).
Проект значим, так как определяет возможность социализации развития психологически незащищенной категории лиц – инвалидов по зрению.
Цель проекта
Создание условий для формирования у инвалидов по зрению общественно значимой позиции, в процессе деятельности их в студии «Красочный мир», как возможного пути социализации их в обществе.
Целевая группа
Члены Карельской Республиканской Организации Всероссийского Общества Слепых.
Содержание работ
1. Проведение серии занятий по теме «Психология человека – реальность и мифы» -12 занятий.
2. Проведение практических занятий с использованием арттехник и творческой изобразительной деятельности-12 занятий.
3. Проведение выставок рисунков «Мой внутренний мир».
4. Запись дисков «Релакс» и «Цветовая терапия».
5. Издание брошюры «Мир в красках».
6. Проведение мастер-классов слепыми и слабовидящими друг для друга.
7. Проведение праздников « Общение на равных», «Музыка для всех».
8. Презентация брошюры «Мир в красках» для читателей Республиканской библиотеки для слепых.
Перспективный план теоретических и практических занятий
№ | Теоретические занятия. | № | Практические занятия. |
1 | Психология – наука о человеке. | 1 | Создание своего портрета - техникой обрывания цветной бумаги. |
2 | Психологические процессы и возможности их развития. | 2 | Процесс запоминания – рисование техникой сухая кисть» и «тычок». |
3 | Коммуникативная деятельность, как основа социализации в обществе. | 3 | Коллективный рисунок - Техника дорисовки. |
4 | Психология на службе у человека. | 4 | Рисование ощущений по услышанному рассказу - техника рисования акварелью. |
5 | Принятие других и толерантность общества. | 5 | Рисование коллективного рисунка - гуашь. |
6 | Конфликт и пути его разрешения. | 6 | Рисование музыки - мокрая акварель. |
7 | Работа в коллективе - союзники и соперники. | 7 | Лепка – пластелиннография. |
8 | Одиночество - это путь или остановка? | 8 | Аппликация – техника вырезывания из цветной бумаги, обрывание. |
9 | Искусство, как средство раскрытия своих возможностей. | 9 | Рисование- гуашь и пастель по представлению и ощущениям. |
10 | Внутренний мир – поиск себя. | 10 | Создание образа «Я» - рисование акварелью. |
11 | Восприятие – мир в красках и звуках. | 11 | Музыкотерапия - рисование по звуковым ощущениям. |
12 | Человек – созидатель своего «Я». | 12 | Рисование общего рисунка - акварель. |
Результаты
1.В занятиях студии приняли участие 20 человек.
2.Проведено с членами КРО ВОС: 24 занятия.
3.Две выставки творческих рисунков.
4.Записаны 15 дисков по темам «Релакс» и «Цветовая терапия».
5.Проведены праздники « Общение на равных», «Музыка для всех».
6. Издана брошюра «Мир в красках» объем 25 стр., тираж 20 экземпляров.
7. Проведены 5 мастер-классов для слепых и слабовидящих самими инвалидами.
8. В СМИ опубликованы 2 статьи по реализации проекта.
9. Проведена презентация брошюры «Мир в красках».
10.Разработан теоретический и практический методический материал работы со слепыми и слабовидящими людьми.