«Психолого-педагогические и содержательные аспекты в работе классного руководителя» (образовательная программа для классных руководителей среднего и старшего звена)
Логика оказания комплексной помощи ребенку требует начинать работу с предупреждения возникновения острых проблем его развития, и делать это целесообразно в наиболее естественной среде жизнедеятельности ребенка: вместе с родителями, педагогами, одноклассниками, друзьями. Ключевым специалистом «в первом круге помощи» выступает классный руководитель, оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи этого уровня возрастает, если классный руководитель опирается на психологические знания и работает совместно с педагогом-психологом в одном информационном пространстве. Это и определило необходимость разработки образовательной программы для классных руководителей, в которой содержательные аспекты воспитательной работы рассматриваются через призму профилактики психологических проблем у учащихся, родителей и самих классных руководителей.
Социальная, научная и практическая значимость программы для развития психологии заключается в обосновании пути повышения психолого-педагогической компетентности классных руководителей одновременно с коррекцией их профессионального образа мира.
Цель образовательной программы: повышение психологической компетентности классного руководителя в процессе нового «ресурсного» обеспечения собственной профессиональной деятельности.
Программа рассчитана на 96 часов и включает в себя 4 модуля по 24часа. Каждый следующий модуль начинается с рефлексивного анализа самостоятельной работы предыдущего этапа.
По каждому модулю программы в помощь слушателям выпущены методические пособия, составленные авторами программы.
Результатом обучения по данной программе является презентация каждым слушателем собственной модели воспитательной работы с классом.
Модули программы:
I. Формирование и развитие классного коллектива:
Цель: осуществление слушателями ревизии и анализа собственной деятельности с классным коллективом, осознание необходимости целеполагания содержательных компонентов групповой деятельности.
Основное содержание модуля:
1. Учет возрастных и психологических особенностей школьников в проектировании групповой воспитательной работы
2. Модель развития личности в группе (по А.В. Петровскому)
3. Цели, задачи и формы работы классного руководителя на разных этапах формирования классного коллектива
4. Технология КТД (по И.П.Иванову), шоу-технологии
II. Работа с детьми и подростками «группы риска»:
Цель: акцентирование внимания не только на коррекции, но и на профилактике отклоняющегося поведения подростков.
Основное содержание модуля:
1. Психологические особенности детей с отклоняющимся поведением и развитием, методы и критерии их диагностики.
2. Формы и методы работы классного руководителя с детьми «группы риска»
3. Психолого-педагогическая помощь подросткам в кризисных ситуациях.
III. Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе:
Цель: отработка методов укрепления и восстановления психологического здоровья учащихся и педагогов.
Основное содержание модуля:
1. Деструктивное влияние современного образовательного процесса на физическое и психическое здоровье учащихся.
2. Способы сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса
3. Роль педагога в создании психологически безопасной и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
IV. Методы и формы работы классного руководителя с родителями:
Цель: мотивация на грамотное использование новых форм взаимодействия с родителями, позволяющих перейти от противостояния к сотрудничеству.
Основное содержание модуля:
1. Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях
2. Нетрадиционные способы взаимодействия педагогов с родителями
3. Диагностические методики, используемые классным руководителем в процессе работы с родителями.
Реализация проекта
Программа была апробирована с сентября по декабрь 2006 года на классных руководителях школ города Барнаула.
В 2007-2008г.г. по данной программе прошло обучение 112 классных руководителей из 5 районов г. Барнаула.
Результаты, вывод:
1. Выпущены и распространены по школам города и края методические пособия:
• Классному руководителю о формировании классного коллектива и возрастных особенностях подростков и старшеклассников / сост. Е.Г.Вдовина, Л.А.Юнаш.- Барнаул, 2007.-124с.
• Работа классного руководителя с «трудными» детьми и детьми «группы риска» /сост. Т.И.Серова, Н.Н.Григорьевская, Ю.И.Котов.- Барнаул, 2007.-92с.
• Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений / сост. Е.В.Мазурова.- Барнаул, 2007.-147с.
• Формы и методы работы классного руководителя с родителями / сост. Т.И.Серова, Н.Н.Григорьевская.- Барнаул, 2006.-52с.
2. Результаты итогового анкетирования свидетельствуют об изменении в личностном и профессиональном плане слушателей:
• Осознали личностные и профессиональные возможности –77-87% (в зависимости от группы слушателей)
• Появилась потребность в применении новых воспитательных технологий на практике – 80-95%
• Систематизировали знания – 85-95%
• Изменили стиль взаимодействия с учащимися и родителями – 80-95%
• Отметили изменение микроклимата в классном коллективе – 70-80%
3. Востребованность данной программы подтверждены многочисленными положительными отзывами слушателей и запросами на проведение данного проекта от педагогических коллективов образовательных учреждений города.
Авторами программы предпринята попытка адаптировать и ввести в повседневную практику педагогов воспитательный потенциал психологических методов. Слушатели, опираясь на полученные психологические знания, начинают работать в едином информационном пространстве с психологом. Формируется осознанная необходимость в интегративном взаимодействии классного руководителя с психологом, социальным педагогом образовательного учреждения. В процессе отработки воспитательных технологий, ориентированных на работу с детьми и подростками, происходит актуализация личностных проблем педагогов, формируется мотивация к их решению.