«Карта пространства субъективной психической реальности» (авторская метамодель субъективной психической реальности, как базовый инструмент психолога)
Актуальность и содержание исследования
Сегодня все чаще сопровождение процессов или явлений в любой области осуществляется с помощью дорожной карты. Обилие и точность современных карт и средств навигации поражает воображение. Давно составлены карты космического пространства, и на Земле, похоже, не осталось места, которое было бы невозможно найти на карте. Составляются карты микробиоты, карты предсказания преступлений, карты покупок в интернет-пространстве, карты движения наночастиц по структурам мозга. Возникает вопрос, есть ли еще пространство, картирование которого пока не осуществлено?
Интерес к изучению внутреннего мира человека существовал всегда, с момента зарождения цивилизации - и на житейском, и на научном уровне. Сегодня существует реальная необходимость дальнейшего движения вперед психологического знания о внутреннем мире человека. Логика его развития, реальные запросы людей, ожидающих от психологов профессиональной помощи, требуют аккумулировать накопленный багаж и конкретизировать его в жесткий каркас научного знания, имеющий точку отсчета, на которую могли бы опираться психологи, оказывающие эту помощь.
Чтобы осуществить движение вперед и построить верный маршрут, необходимо знать точное место своего нахождения, как реальную точку отсчета и иметь карту пространства. Без этого знания можно путешествовать только как Алиса в Стране чудес.
Как составить научную карту пространства, о котором в науке сложилось представление, как о беспространственном, ненаблюдаемом явлении? Для этого необходимо показать, что пространство субъективной психической реальности существует, что оно структурировано, и что, имея свои специфические особенности, построено по законам объективной реальности. Необходимо выделить психическую причинность и ее виды, отразить закономерности и механизмы структурирования пространства субъективной психической реальности, факторы, влияющие на его развитие, то есть, составить его модель, как карту крупного масштаба. И уже на ней можно наглядно показать конкретное «местонахождение» основных структур психической реальности, связи, которые их объединяют, «увидеть» процесс их функционирования.
Мы представляем пространство субъективной психической реальности как единое структурное целое, как динамическую систему, связанную с внешним миром, имеющую специфические особенности, которые аккумулируются в ее единице, определяющей свойства системы, выступающей ее системообразующим фактором.
Системообразующим фактором пространства субъективной психической реальности выступает «Потребностно – установочная система».
Мы предполагаем, что «Карта пространства субъективной психической реальности», как методологическая метамодель, может выступать в качестве опорной понятийной схемы изучаемого явления – субъективной психической реальности, как предмета науки.
По выражению Д.Н. Узнадзе, психологи не сомневаются в существовании психической реальности, которую они изучают. Ключевым является вопрос повышения эффективности накопленных знаний, путем их наглядного, визуального обозрения. Вопрос в том, чтобы механизмы и закономерности психической реальности «открылись» наглядному изучению, чтобы было сразу видно, где их следует искать. П.Я. Гальперин отмечал, что психологическое знание, имеющее «жесткий каркас», построенное как некая карта, может стихийно наводить психолога на верные представления.
«Карта пространства субъективной психической реальности» может выступать как базовый инструмент психолога. Как его теоретический и практический инструмент, благодаря которому, - перефразируя выражение Г.В. Гербарта, - его «психологическое сознание» как специалиста, перестанет находиться в состоянии мяча, перебрасываемого из стороны в сторону по огромному «полю» психологических знаний, а приобретет осознанное направление.
Нам представляется, что «Карта пространства субъективной психической реальности» как методологическая модель, может выступать тем фундаментом, на котором могут непротиворечиво объединится концепции различных психологических школ и направлений. На ее основе можно составить единую «Карту психологического знания», начиная с античной натурфилософии и до наших дней, где каждое направление можно обозревать в его точных координатах. Изменяя масштаб карты, можно в ее ключевых точках подробнее рассмотреть «свернутый» эмпирический и эвристический материал, отражающий изучаемое явление.
Нам представляется, что наглядность подобной карты позволит сфокусировать разные точки зрения и вернуть в единую точку отсчета внимание ведущих направлений изучения психического. Вернуть их расфокусированный взгляд, углубленный и погруженный в кропотливое изучение выбранного направления, отдаляющий психологические школы друг от друга и от совместного диалога, который возможен только в едином пространстве взаимодействия, которым, как нам представляется, и выступает изучаемое психологами пространство субъективной психической реальности.
Новизна исследования
В предлагаемом исследовании дано обоснование гипотезы о правомерности выделения субъективной психической реальности как особого пространства, как целого, имеющего специфическую структурную организацию. Описан пространственно – временной принцип его структурирования. Дается аргументация для выделения оснований структурирования субъективной психической реальности и постановки исследовательских задач. Психическая реальность рассмотрена как пространственно-временной континуум. Описана метамодель «Карта пространства субъективной психической реальности».
В ходе исследования философских начал психической реальности, создана философская модель «Модель умопостигаемого бытия» и философская модель «единицы» психического. Выделены механизмы структурирования психической реальности и ее развития, а также механизмы структурирования и развития сознания личности.
На основе философской модели составлена «Психологическая модель пространства субъективной психической реальности». В ее основу были положены принципы: системности, детерминизма, развития и отражения. В психологической модели выделена «Динамическая модель психической причинности» и описаны основные виды психической причинности, которые раскрывают ее системный характер. Детерминизм психической реальности составляют взаимодействие: целевой, ориентировочной, воздействующей, горизонтальной, субъективной, вертикальной причинности и Я-причинности.
Выделены основные структурные уровни пространства субъективной психической реальности и ее компоненты: горизонтальный и вертикальный уровни, оси познания, деятельности, понимания (развития), их функции (как функциональных органов).
Выделена «единица» психического и описана «Модель потребностно – установочной системы» как структурной и функциональной единицы пространства психической реальности. Описаны принципы, детерминирующие ее организацию, алгоритм и программа ее работы.
На основе принципа отражения выделены и описаны новые виды отражения, их механизмы и составлена «Модель Перископа сознания», компонентами которого являются «Рабочее окно сознания» и «Экран воображения».
Дана аргументация значения карты пространства субъективной психической реальности, как базового инструмента психолога, как целостной системы «крупного масштаба», позволяющей наглядно «обозревать» психическую реальность, оперативно и точно намечать цели и задачи её теоретических исследований и пути решения практических задач.
В 2015 году автором опубликована книга «Психологическая карта личности ребёнка. Путеводитель для родителей». Содержание книги позволяет родителям, применяя современные достижения психологической науки, составить индивидуальную карту личности своего ребёнка и использовать её как эффективный инструмент в воспитании и развитии.