«Лекарство для души» (психолого-педагогическая программа повышения квалификации педагогов-психологов ДОО в области использования метода библиотерапии в работе с детьми, родителями, педагогами)
Данная программа была разработана для семинара-практикума к методическому объединению педагогов-психологов ДОО и концептуально построена на принципах и технологиях использования библиотерапии в семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой, Н.Л. Карповой с привлечением авторского опыта.
Актуальность
В современных условиях жизни взрослые и дети испытывают значительные психологические и информационные перегрузки, вызывающие стрессы, дискомфорт, снижение психоэмоционального самочувствия. На этом фоне актуализируется потребность в душевном равновесии, гармоничном мироощущении, психологической поддержке и возникает необходимость в профессиональной деятельности психолога с использованием библиотерапии как метода, обращенного к внутреннему миру человека.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в использовании активных форм обучения посредством собственной читательской и библиотерапевтической деятельности.
Значимость проекта
Значимость проекта состоит в модульной организации программы, сочетающей теоретические основы библиотерапии и практическое овладение технологиями работы с использованием художественных и читательских текстов и в организации диалогического взаимодействия всех участников библиотерапевтического процесса.
Цель программы: повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов ДОО в области использования метода библиотерапии с детьми, родителями и педагогами, в том числе с педагогами инклюзивного образования.
Задачи:
- Познакомить с историей библиотерапии, ключевыми понятиями, терапевтическими эффектами чтения.
- Дать представление о техниках использования библиотерапии с разными возрастными и социальными группами.
- Сформировать компетентность психолога в реализации диагностической, коммуникативной, психокоррекционной и психотерапевтической функций библиотерапии.
- Способствовать пробуждению профессионального интереса и мотивации к использованию библиотерапии в своей образовательной организации.
Основное содержание работы
Программа включает теоретический и технологический модули и реализуется в следующих формах: мини-лекции с использованием презентаций, чтение художественных текстов и написание текста-отзыва, групповая дискуссия, работа в микрогруппах, упражнения по овладению техниками: отбора библиотерапевтических произведений под потребности группы, психологического анализа текстов-отзывов, составления по ним психологического портрета, построения группового обсуждения.
Реализация данной программы рассчитана на 6 занятий, в том числе практических, и предполагает домашнюю работу психологов: чтение художественных текстов и последующее написание эмоционального отклика, что в дальнейшем является предметом индивидуального или группового психологического анализа.
Результаты
- повышение психолого-педагогической и коммуникативной компетентности педагогов-психологов в области теории и практики библиотерапии;
- овладение техниками работы с художественными текстами и с текстами-отзывами читателей;
- получение опыта организации библиотерапевтического процесса;
- актуализация профессиональной мотивации к использованию метода библиотерапии.
Выводы
Погружение в библиотерапевтический процесс позитивно влияет на профессиональную позицию и компетентность психолога, создает ситуации для рефлексии чувств, состояний, вызванных художественным словом, актуализирует творческую переработку полученных знаний и умений и порождает мотивацию к использованию метода библиотерапии.
- 1. План семинара-практикума pdf, 847.1 Кб
- 2. Бланк эффективности pdf, 762.1 Кб
- 3. Оценка эффективности семинара-практикума pdf, 991.7 Кб
- 4. Статья в сборнике материалов Межрегионального гуманитарного форума X Международного Чеховского книжного фестиваля pdf, 919.2 Кб
- 5. Отзыв о проведении семинара-практикума pdf, 183.2 Кб
Голос из ВКонтакте